Информационно-аналитический портал

градостроительство (урбанистика), архитектура, охрана культурного наследия, реставрация, ландшафт, архитектурно-строительные технологии

Наследие

На связи времен.

Реставрация иконописи – это больше, чем профессия. Для настоящих мастеров она становится смыслом жизни. В иконописи они разбираются не хуже самих иконописцев, и талантом награждены соответствующим. Именно таким художникам-реставраторам можно доверить главные духовные ценности народа - его религиозные символы.

Реставрацию двенадцати икон из собрания Государственного музея Санкт-Петербурга, а также религиозно-исторической живописи аттиковой галереи Исаакиевского собора в минувшем сезоне завершили специалисты, входящие в Союз реставраторов Санкт-Петербурга.

Возвращение цвета.

Выбирая иконы для реставрации, хранители фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга исходили из их важности для дальнейших экспозиций. Одиннадцать икон выполнены по классической технологии, на досках, а одна икона – на стекле. Если ее посмотреть на просвет, она оказывается двухсторонней. Очень красивая, редкая вещь.

Фрагменты икон Святой Гавриил и Святой Михаил. Створки алтарных врат (до и после реставрации).


Методика реставрации икон на досках известна: сначала укрепляется левкас (грунт), а затем сам красочный слой. Часто поверхность иконы покрыта сеткой трещин – кракеляжем, а участками вспучивается. В этом случае ее нужно обработать специальными составами, потом снять наплывы и сгустки старого, потемневшего лака. Технология отточена веками, однако на деле этот процесс очень не прост.

- Поверх авторской живописи нередко обнаруживаются более поздние записи. Чтобы «раскрыть» оригинальное изображение, надо изрядно потрудиться. Ведь предшествующие нам реставраторы могли не попасть в тона, изменить сам рисунок, - говорит генеральный директор ООО «Юнона» Игорь Соколов. - Мастера с величайшей осторожностью снимают все лишнее, сохраняя остатки оригинального слоя. Затем его восстанавливают по миллиметру.

Краски для иконописания были натуральными. В исторических источниках сказано, что в их состав входили яйца, рыбий клей, масло или нефть. В наше время, конечно же, такие рецепты устарели, однако, чтобы не нарушить химический баланс иконы, нужно очень тщательно подходить к выбору материала. Особое художественно чутье требуется при составлении колера. Его подбирают «с упреждением», то есть учитывая, что в течение года цвет потемнеет.

- Наибольшие трудности мы испытали при реставрации створок алтарных врат со старинными петлями, - продолжает Соколов. - Их высота составляет метр, восемьдесят сантиметров, а ширина каждой больше полуметра. Покрытые потемневшей от времени олифой, они были в плачевном состоянии. Олифу пришлось удалять скальпелем, и эту работу можно сравнить с работой хирурга.

Под олифой реставраторы обнаружили слои записей, сделанных в разное время XIX века. Полностью переписанным оказался фон – облака с просветами неба, изрядно «подправлены» фигуры персонажей и их одежда. Встал вопрос: что же брать за основу? Собрали комиссию, в которую вошли специалисты Музея истории Санкт-Петербурга, после чего решили восстанавливать самый первый вариант.

Сегодня, когда работа закончена и алтарные врата можно увидеть в их первоначальном цветном виде, реставраторы признаются, что подобные маленькие открытия делают их работу особенно интересной и значимой. Ведь таким образом устанавливается реальная, зримая связь времен.

Икона Богоматерь с Успением (до и после).

Спасение Монферрана.

Уникальное собрание русской монументальной религиозно-исторической живописи находится под сводами Исаакиевского собора, в судьбе которого принимают участие и специалисты Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Одним из этапов комплексной научной реставрации храма, начатой в 2002 году, стала реставрация иконописи аттиковой галереи, расположенной на значительной высоте.

Храмовые росписи созданы в 1840-1850 годах крупнейшими представителями русской академической школы того времени, а общий проект подготовил Огюст Монферран. Каждый сюжет здесь претендует на статус шедевра.

Несмотря на кажущуюся простоту работы (иконы реставрировались 50 лет назад), она таит в себе множество подводных камней. В Исаакиевском соборе была применена нестандартная техника масляной живописи по сухой штукатурке. Сначала штукатурку пропитывали горячим маслянистым грунтом по французской системе: одна часть воска, три части вареного масла и немного свинцовой окиси. Затем поверхность затирали пемзой и покрывали белилами на масле. Неудивительно, что спустя полтора века, в условиях сырого климата, расписанная штукатурка во многих местах отстала от кирпичной кладки. Самые большие сложности у реставраторов возникали там, где своды имеют сферическую форму.

- Если заливать скрепляющий раствор в отверстие, просверленное в таком «пузыре», он стекает по стене вниз. Поэтому совместно с НИИ «Спецреставрация» была разработана эксклюзивная методика, - рассказывает генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец. – Кроме того, в свое время строители проложили под штукатуркой войлочную подложку, которая должна была впитывать влагу. Это еще добавило нам проблем. Чтобы сцепить все слои, мы пропитывали войлок известковым раствором. В результате размягчалась штукатурка и страдала живопись. Тогда было найдено нестандартное решение: сначала закрепляли штукатурный слой, а через 10 дней пропитывали войлок. И только потом воссоздавали утраты живописи.

Конечно же, для всех этих работ нужен талант и высокая квалификация. Каждый слой иконы по-своему реагирует на окружающую среду. Реставраторы и декоративно-монументальной, и станковой живописи хорошо знают химию, а также множество материалов и технологий. Они обладают безграничным терпением. Иногда приходится не один день просидеть в библиотеке, выискивая древний рецепт того или иного раствора. Еще больше времени уходит на его создание в современных условиях.

Икона Воскресение Христово.

Редкой, интереснейшей профессии художника-реставратора в нашем городе обучают в Академии художеств (академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), а также в Художественном училище имени Н. К. Рериха, входящем в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Ну а первые шаги на этом пути помогают сделать в трех реставрационных лицеях, также относящихся к профессиональному сообществу. Студенты лицеев проходят практику на базе Союза реставраторов, и многие из них, получив диплом, остаются в тех же компаниях. Потому что, только сочетая теоретическое образование и постоянную практику в музеях и на архитектурных объектах мирового значения, в деле реставрации художественных произведений можно добиться настоящих высот.

Живопись аттиковой галереи Иссакиевского собора.



© 2000 - 2017 Издательство «ЗОДЧИЙ»
Администратор портала: Валерия Иевлева

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России