Информационно-аналитический портал

градостроительство (урбанистика), архитектура, охрана культурного наследия, реставрация, ландшафт, архитектурно-строительные технологии


Полномочия и задачи федеральных органов государственной власти
в области формирования материально-пространственной базы Российской Федерации

С.Д. Митягин, заслуженный архитектор РФ, доктор архитектуры, профессор

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.07.2014г. №301/пр утвержден устав ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Уставом определены основные направления деятельности новой организации. Устав расширительно трактует полномочия Министерства, отнеся их в область градостроительной деятельности. В то же время установленные в Указе Президента Российской Федерации от 08.09.2014г. №612  в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014г. №172-ФЗ полномочия в области территориального планирования отнесены к ведению Министерства экономического развития Российской Федерации.

 Используемый в уставе ФГБУ ЦНИИП Минстроя РФ термин «градостроительство» не закреплен ни в одном из федеральных законов. Вместо этого Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет в качестве предмета правоотношений «градостроительную деятельность», которая осуществляется в виде «территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов капитального строительства».

В дополнение к данному определению закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014г. №172-ФЗ вводит новые документы: «Стратегия пространственной организации Российской Федерации», «Схема расселения в Российской Федерации». Эти документы вместе со стратегиями социально-экономического развития федерального, регионального и муниципального (районного) уровней, а также с иными документами долгосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования, установлены в качестве обоснований схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В состав документов территориального планирования муниципальных образований статуса городских округов, поселений, а также городов федерального значения, Градостроительным кодексом Российской Федерации введены «генеральные планы населенных пунктов».

Правовая нечеткость определения направлений деятельности ФГБУ ЦНИИП Минстроя РФ порождает иллюзию охвата данным Министерством с помощью новой подведомственной организации всего перечня видов градостроительной деятельности. Таким образом, смешиваются стратегические вопросы комплексного и сбалансированного социально-экономического и территориального планирования развития (размещения и преобразования) структуры основных фондов гражданского, производственного, энергетического, инженерного и транспортного назначения с реальным проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией основных фондов.

Данный отраслевой подход к пространственной организации страны, регионов, населенных пунктов отражает не комплексные узковедомственные интересы управления, характерные для советского периода директивного планирования и всепроникающего бюджетного финансирования строительной отрасли. Эти интересы ответственны за созданную во второй половине двадцатого века рыночно неэффективную систему размещения производительных сил страны, социально ущербную и архитектурно невыразительную среду новостроек городских и сельских поселений.

Сохранение субъектного принципа планирования, когда каждый орган административного управления в гражданской, производственной и коммунальной сферах стремится на бюджетной основе сохранить условия своего существования, стимулируя при этом в рыночных механизмах в конкретных природно-географических и социально-экономических ситуациях высокую затратность Внутреннего национального и Региональных валовых продуктов, вызванную сложившейся пространственной локализацией элементов народно-хозяйственного комплекса.

Кажущаяся рациональность отнесения градостроительной деятельности, как сложного явления пространственного комплексного социально-экономического планирования и строительного преобразования окружающей среды, к материальному производству не только противоречит нормам действующего законодательства и Указам Президента Российской Федерации, но существенно затруднит модернизацию страны, внедрение новых экономических и технологических укладов сбалансированного, устойчивого и безопасного природопользования и строительного производства.

Очевидно, что долгосрочная прогнозно-плановая деятельность в интересах общественного развития должна быть выделена в самостоятельную отрасль научно-проектных обоснований, которая складывается из стратегических документов, документов пространственной организации страны и регионов схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов, городов федерального значения, градостроительного зонирования территорий населенных пунктов, документации по планировке и межеванию территории, схем градостроительных и кадастровых планов земельных участков. Результатом такой деятельности являются нормативно-правовые акты государственных и муниципальных органов управления.

Перечисленные виды документов естественно должны находиться в блоке планирования и входить в полномочия Министерства экономики  Российской Федерации. Они согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации играют роль обоснований для реального запуска инвестиционно-строительных процессов в составе инженерных изысканий, архитектурно-строительного и технологического проектирования, инженерной подготовке территории, строительства, проведения реконструктивных, пуско-наладочных и ремонтных работ, подготовки объекта капитального строительства к введению в строй, организации и осуществления его нормальной эксплуатации, т.е. тех видов градостроительной деятельности, которые денйствительно, естественным образом, находятся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Разделение в структуре градостроительной деятельности процессов планирования мероприятий и их реализации между разными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне местного самоуправления создаст предпосылки последовательного выхода Российской Федерации из долголетнего плена ошибочных представлений о возможности достижения эффективной и комплексной пространственной организации страны на основе субъектного отраслевого планирования и представления о градостроительстве как о средстве инициативного размещения объектов капитального строительства.

С учетом изложенных соображений и, учитывая состав образующих организаций, правовая обоснованность отнесения «градостроительства» к основным направлениям деятельности ФГБУ ЦНИИП Минстроя РФ вызывает возражение.

Вместе с тем идея организации научно-исследовательских, методических, экспертных и проектных центров обеспечения реализации полномочий федеральных органов государственной власти в области формирования материально-пространственной базы Российской Федерации заслуживает поддержки и развития сообразно полномочиям и задачам этих органов (табл.1 и табл.2).

 

  

 

 

 

 


© 2000 - 2017 Издательство «ЗОДЧИЙ»
Администратор портала: Валерия Иевлева

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России