Информационно-аналитический портал

градостроительство (урбанистика), архитектура, охрана культурного наследия, реставрация, ландшафт, архитектурно-строительные технологии

Наследие

Константиновский дворец.

Возрождение дворцово-паркового ансамбля в Стрельне сегодня входит в ряд наиболее масштабных восстановительных проектов, реализованных на территории Российской Федерации в начале XXI века. Началу работ предшествовали передача полуразрушенного объекта в ведение Управления делами Президента РФ и решение о создании на территории ансамбля Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Идея появления дипломатического центра на южном побережье Финского залива восходит непосредственно к истокам истории резиденции, основанной по желанию Петра Великого в начале XVIII века. Кроме того, будущая резиденция в Стрельне рассматривалась как место для воплощения мечты Императора о «Русском Версале». Этому намерению в наибольшей степени соответствовал проект Ж.-Б. А. Леблона 1717 года. В соответствии с замыслом французского зодчего близ дворца предполагалось устроить обширный регулярный парк с фонтанами и водными партерами. Жемчужиной водной феерии должен был стать «Замок воды» - небольшой павильон с фигурой Нептуна в центральном зале и ниспадающими каскадами. Проект дворца представлял величественное сооружение «по французской моде». Однако предложению Ж.-Б. А. Леблона было не суждено воплотиться в жизнь.

Стрельнинский дворец заложили в июне 1720 года по проекту итальянского архитектора Николо Микетти, прибывшего в Россию из Рима. Парадным рассматривался фасад, обращенный к заливу, со стороны которого по уступам террасы гости могли бы проследовать в галереи и далее во флигели, примыкающие к центральному корпусу. Особое внимание в решении этой части здания отводилось высокой тройной арке, символично напоминающей сегодня о триумфальном прорыве Петровской России к Балтике.


Нижний парк

Однако уже через год строительство «Версалии» перенесли к западу от Стрельны – в Петергоф. Это решение было вызвано отчасти более выгодными условиями ландшафта, позволявшими с меньшими затратами реализовать гидротехнические достижения XVIII века. В это время работы по возведению Стрельнинского дворца – в частности гротов и благоустройству сада – продолжались. Этому не воспрепятствовал даже отъезд Н.Микетти, обязанности которого были возложены на М. Г. Земцова. Однако уже в 1724 году Петр I распорядился перекрыть недостроенный дворец временной кровлей, и Стрельна на несколько лет погрузилась в забвение.

Царствование Елизаветы Петровны стало временем продолжения замыслов ее отца. В частности, идея создания Стрельнинской резиденции вновь обрела актуальность. Руководство работами возглавил Ф. Б. Растрелли, при котором дворец был достроен и что любопытно приобрел окраску фасадов бирюзовым колером в сочетании с архитектурными элементами белого цвета. Уже после смерти Императрицы архитектор вспоминал: «…я восстановил дворец в мызе Стрельна… в этом здании я закончил все апартаменты, построил большую парадную лестницу и перестроил все так чтобы там мог проживать весь двор».


Мраморный зал

Впрочем, обустроенная резиденция по-прежнему не пользовалась популярностью у Августейшей фамилии. При Екатерине Великой «Контора строений в Стрельне» была упразднена, и в конце XVIII столетия обветшавший дворец представлял печальное зрелище: «… на плитовых террасах укоренились березы и осины…в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих мрачных мест или останавливался единственно для вопрошения эха, которое три раза ответствовало из развалин…».

Новый этап в истории резиденции начался в 1797 году, когда Стрельна «со всеми принадлежащими к ней угодьями» стала собственностью второго сына Павла I – Великого князя Константина Павловича. Составление проекта реконструкции дворца было поручено датчанину Ф.-К. Х. Вильстеру, предложение которого подразумевало существенную перестройку здания в классицистическом стиле. В этой особенности заключалась одна из основных причин, по которой проект, требовавший значительных финансовых затрат, не получил одобрения заказчика.

В 1802 году восстановление дворца было возложено на А. Н. Воронихина. Имя талантливого русского зодчего сегодня звучит в названии Воронихинских лестниц, построенных, согласно его проекту, по сторонам террасы. Несмотря на ряд изменений в планировке, затронувших, главным образом, помещения западного крыла, А. Н. Воронихин сохраняет объемно-пространственное решение здания. В это время фасады дворца получают монохромную окраску желто-розовым (палевым) колером.


Голубой зал

К сожалению, крупный пожар, вспыхнувший в ночь с 28 на 29 декабря 1803 г декабря 1803 г. «по неосторожности караульных», уничтожил труды, направленные на благоустройство дворца, от которого, по воспоминанию современника, «остались одни голые стены».

По распоряжению Александра I работы были продолжены, но уже под руководством архитектора Л. Руска, имевшего к тому времени опыт восстановления Таврического дворца.

Из предложенных им проектов был утвержден, наиболее соответствующий пожеланию Великого князя Константина Павловича «…чтоб в наружном фасаде не сделано было никакой перемены против плана Великого Предка (Петра Великого) и внутри также весьма мало переменено». Впрочем, без «перемен» не обошлось. Были пристроены дополнительные крыльца и балконы, фасады получили охристо-белую окраску, но главное изменение проявилось в создании высокой двухъярусной кровли с башенкой-бельведером над центральным корпусом здания.

Именно этот проект начала XIX века стал основополагающим при последней реконструкции Стрельнинского дворца. Последствия Великой отечественной войны, долгие годы небрежения наложили свой разрушительный отпечаток на облик уникального ансамбля, включенного Комитетом ЮНЕСКО в Список памятников всемирного наследия.


Зал Бельведер

Специалистами разных направлений решались труднейшие задачи. Разработка концепции и методики реставрации сочеталась с составлением новых планировочных решений, необходимых для реконструкции дворца как центрального объекта будущего государственного комплекса. Одним из важнейших вопросов стало преодоление геотехнического фактора, а именно преодоления воздействия грунтовых вод на сваи и кирпичную кладку фундаментов здания. В этом отношении наиболее аварийным участком являлись гроты, формирование которых окончательно завершилось в середине XIX века. Сваи были настолько повреждены, что грозили обрушением здания со стороны северного фасада и требовали незамедлительной замены. В отделке арочных сводов и стен гротов был использован пористый туф, фактура которого сегодня эффектно подчеркнута подсветкой.


Грот

В объем восстановительных работ вошло благоустройство Стрельнинского парка, начало которому было положено на самом раннем этапе формирования резиденции - в царствование Петра Великого. Строгая симметрия планировки, скульптура, боскеты из стриженых лип - сегодня напоминают о садовом искусстве, пришедшем в Россию из Франции в начале XVIII века. Центральный канал – как главная ось дворцово-паркового ансамбля вновь приобрел не только декоративную, но и функциональную роль. Постоянная глубина фарватера и устройство разводных мостов по сторонам от Петровского острова обеспечивают небольшим судам проходимость. Подтверждением морского характера резиденции стало возведение причальных сооружений вдоль укрепленной набережной Финского залива, протяженность которой превышает 2 км.


Северный фасад

В непосредственной близости от исторической территории ансамбля был построен ряд объектов необходимых для обеспечения функций государственного комплекса. К их числу принадлежит «Консульская деревня» из 20 коттеджей VIP-уровня, каждому из которых присвоено название одного из старинных русских городов. «Архангельск», «Вологда», «Самара» и другие названия в каждом случае подтверждают интерьеры, оформленные с использованием работ художников и мастеров конкретных регионов. Одними из первых, кто оценил оригинальность этого проекта, стали главы делегаций-участников саммита Россия-Евросоюз, проходившем в Стрельне в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.


Консульская деревня

К этой памятной дате были завершены работы по созданию Государственного комплекса «Дворец конгрессов», официальной символикой которого стал герб в виде двуглавого орла, держащего в клювах и лапах карты четырех морей, к которым Россия имела выход во времена Петра Великого.
Это изображение, впервые появившееся на императорском судовом штандарте в 1703 году, для Стрельны не случайно. Во второй половине XIX века герб находился на южном фасаде дворца, так как владельцем резиденции являлся глава Русского флота Великий князь, генерал-адмирал Константин Николаевич Романов. Имя этого выдающегося деятеля сегодня звучит в названии Константиновского дворца, которому в начале XXI века было суждено вновь обрести парадный облик и, соответствуя замыслу основателя Петра I, стать крупным дипломатическим центром России.


Государственный Комплекс «Дворец конгрессов»
Константиновский дворец

© 2000 - 2017 Издательство «ЗОДЧИЙ»
Администратор портала: Валерия Иевлева

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России