Информационно-аналитический портал

градостроительство (урбанистика), архитектура, охрана культурного наследия, реставрация, ландшафт, архитектурно-строительные технологии


Научный руководитель института «Теринформ»,
почетный академик РААСН М.Я. Вильнер



О квалификациях архитектора в России 21 века


Для меня, начинавшего свою творческую деятельность в середине прошлого века, архитектор это специалист по пространственной организации и созданию образа среды местообитания человека. Этой средой может быть часть помещения и группа помещений, часть здания или группа зданий и сооружений, часть среды населенного места, населенное место – город или группа городов, регион или группа регионов и такая огромная страна, как наша. Это определяет требования к его способностям и умениям. Веками в России, замечательным синонимом архитектору было наименование «зодчий», применимое однако только к проектировщику и руководителю строительства зданий и сооружений.

В моем представлении архитектор должен обладать способностью: воспринимать и осмысливать структуру пространства и взаимосвязей его частей, в привязке к реализуемым ими функциям; компетентно оценивать пропорции соотношений частей пространства, как составляющих его структуры; оценивать условия и тенденции ее предстоящих изменений; формировать варианты предлагаемых изменений, давать описание и изображение своего представления о формируемых ими образах организации пространства, используя информационные технологии и средства изобразительных искусств для его отображения; осуществлять функции руководителя коллектива и интегратора работ различных специалистов.

Еще в прошлом веке, научно-технический прогресс привел к потребности в дифференциации многих видов деятельности. В деятельности архитектора стали выделяться различные виды квалификаций связанных с характером преобразуемой ею среды. Более того некоторые из них стали претендовать на выделение в качестве самостоятельной профессии.

С этих позиций может быть выделен характер деятельности:

1. Архитектора дизайнера: дизайнера интерьера помещений; декоратора; проектировщика компонентов интерьера городской среды (городские памятники, триумфальные арки, ограды, киоски и другие малые формы).

2. Архитектора реставратора исторически ценных зданий, парков, сооружений и их комплексов (специализирующегося на их изучении, разработке и контроле осуществления проектов реставрации).

3. Архитектора градостроителя: проектировщика – разработчика документов градостроительного проектирования (планировка частей территории поселений); планировщика – разработчика документов территориального планирования; администратора (управленческая деятельность в области территориального планирования и градостроительного проектирования); специалиста по системам информационного обеспечения территориального планирования и градостроительного проектирования.

4. Архитектора проектировщика ландшафтов лесопарков, парков, бульваров, скверов, дворов и др.; архитектора градостроителя; архитектора проектировщика зданий и сооружений.

5. Архитектора проектировщика зданий и сооружений.

Таковым может быть проектировщик:

жилых зданий;

зданий общественных учреждений и предприятий сферы обслуживания (управленческих структур; проектных и научных организаций; организаций торговли и бытового обслуживания; образовательных, медицинских, и др. учреждений);

зданий и сооружений зрелищных объектов (спортивных, театральных, киноконцертных и др.).

Таковым может быть также участник проектирования:

промышленных предприятий;

транспортных, гидротехнических и других инженерных систем, зданий и сооружений в их составе.

«Дизайнеры», «Ландшафтники» и «Градостроители» (урбанисты, планировщики) выделились в самостоятельные профессии в Европе и США еще во второй половине прошлого века. Все более явным становится выделение этих специальностей в практически самостоятельные профессии и в России, где все большая часть «дизайнеров», «ландшафтников» и «градостроителей» не имеет диплома архитектора, а имеет образование, полученное в учебных заведениях другого профиля.

Для начатой разработки профессиональных стандартов квалификаций, особенно важным становится определение соотношения и взаимосвязи образовательных стандартов для профессии, полученной при окончании учебного заведения и видов специалистов получивших ее, с квалификационными стандартами для каждого из них. С позиций подготовки профессиональных стандартов квалификаций, выделение профессии означает необходимость:

определения характера и подготовки базового образовательного стандарта, определяющего принадлежность к профессии (в данном случае своего для дизайнера, своего для «ландшафтника», своего для градостроителя и своего для архитектора проектировщика);

определение состава специальностей, для которых появилась потребность в установлении требований к квалификации (своего для каждой специальности);

определение характера дополнительного образовательного стандарта, для каждой из этих специальностей;

определение характера профессиональных стандартов квалификаций, для каждой из этих специальностей.

Установленные стандарты квалификаций для каждой из специальностей (и только они) должны становиться основой критериев сертификации специалистов проводимой Центрами оценки их квалификаций (ЦОК).

Рассмотрим эту проблему на примере профессии градостроитель.

Базовый образовательный стандарт профессии «градостроитель» должен быть общим для всех градостроителей. Дополнительные образовательные, а затем и обязательные квалификационные стандарты, должны быть различны в соответствии со специализацией основных видов профессиональных участников градостроительной деятельности. Таковыми в настоящее время, в первую очередь могут являться;

  1. Градостроитель (архитектор) планировщик (территориальное планирование – планирование пространственной организации территории поселений, городских округов и муниципальных районов, регионов, страны);

  2. Градостроитель (архитектор) проектировщик (градостроительное проектирование – застройка земельных участков и частей территории поселений);

  3. Градостроитель эколог;

  4. Градостроитель экономист;

  5. Градостроитель социолог;

  6. Градостроитель историк;

  7. Градостроитель юрист;

  8. Градостроитель транспортник (городской и межселенный транспорт);

  9. Градостроитель инженер по обустройству территории (водоснабжение, энергоснабжение, отведение и очистка стоков; энергоснабжение; удаление и переработка отходов; связь и др.);

  10. Специалист по градостроительной безопасности;

  11. Градостроитель администратор;

  12. Градостроитель специалист по информационным технологиям.

Подчеркнуты специальности интеграторов – руководителей работ, для которых базовым является архитектурное образование с уклоном квалификации градостроителя; для остальных базовым является профильное образование по своей основной специальности, а образование по профессии градостроитель дополнительным, вторичным. Градостроительное образование в России дается в учебных заведениях преимущественно архитектурного или архитектурно-строительного профиля, поэтому в наименовании специалиста соответствующей базовой профессиональной квалификации в скобках указано «архитектор».

В заключение хочу отметить, что ключевыми моментами в становлении стандарта квалификации инструментом поддержания достойного уровня профессионализма являются:

установление стандарта применительно к виду квалификации (специальности), а не к профессии вообще, где не могут быть установлены конкретные требования к действиям, умениям и знаниям данной конкретной специализации;

описание требований к действиям, умениям и знаниям специалиста применительно к виду его квалификации (специальности) и возможности контроля их соблюдения, а не в общих методологических или методических положениях по профессии;

описание требований к действиям, жестко в привязке к нормативно установленной технологии производства продукции или оказания услуг специалистами данного вида и уровня квалификации.


© 2000 - 2017 Издательство «ЗОДЧИЙ»
Администратор портала: Валерия Иевлева

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России