Специалисты Международного центра реставрации в селе Рождествено восстанавливают «военную летопись» Петербургской филармонии
27 февраля в Международном центре реставрации прошёл пресс-показ, в ходе которого более 30 представителей СМИ получили возможность понаблюдать за процессом «омоложения» афиш, программ и других уникальных филармонических памятников военного времени. Перед началом демонстрации многоступенчатого процесса о значимости проекта рассказали доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юлия Кантор и руководитель Международного центра реставрации Татьяна Черняева.
Бумажные «свидетели» военной поры позволяют реконструировать календарь проходивших в годы Великой Отечественной войны концертов. Хрупкие артефакты не только дают возможность почувствовать, как «звучал» осаждённый Ленинград, в котором вопреки тяготам блокады продолжал выступать Большой симфонический оркестр Радиокомитета (ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга, но и позволяют узнать, что слушали ковавшие Победу в тылу жители Новосибирска, куда был эвакуирован Заслуженный коллектив Республики симфонический оркестр Филармонии (ныне – Заслуженный коллектив России) под руководством Евгения Мравинского.
Всего на реставрацию поступило 274 предмета: в основном это афиши концертов в Новосибирске, но также и блокадные афиши, записная книжка директора Филармонии Бориса Хаиса, остававшегося в городе всю войну, памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, составленный в послевоенные годы самими сотрудниками музыкального учреждения.
Международный центр реставрации приступил к реализации заключительного этапа трехгодичного проекта «Военная летопись филармонии», результатом которого станет реставрация более 700 артефактов.
«Проект «Военная летопись Филармонии» посвящен драматическим и героическим годам Великой Отечественной войны, а также роли культуры в период труднейших испытаний, выпавших на долю нашего Отечества. Афиши, привезенные Мравинским из эвакуации, существуют в единственном экземпляре. В Новосибирске, где оркестр провел более трех лет, они не сохранились. Их реставрация принципиально важна для сохранения исторической памяти, воссоздания пространства памяти нашей страны. Наш проект, посвященный 80-летию Победы, не имеет аналогов», – поделилась Юлия Кантор. Проект «Военная летопись филармонии» включен в список ключевых посвященных 80-летию Победы мероприятий, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным.
«В Международном центре реставрации работает большая мастерская реставрации графики, есть все необходимое современное оборудование, для того чтобы сделать все максимально профессионально, – рассказала Татьяна Черняева, руководитель Международного центра реставрации, – Мы очень рады что этот проект реализуется при участии нашего центра, и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, – оказались в наших руках. Их сохранение для нас – один из важнейших проектов этого года».
Татьяна Черняева выразила уверенность в том, что в процессе выполнения работ реставраторами будут отмечены сохранившиеся на афишах «следы памяти» – например, карандашные пометки – и об этих находках специалисты обязательно расскажут подробно. «В рамках нашего совместного проекта с Петербургской филармонией в конце года пройдет реставрационная конференция, на которой мы расскажем обо всех итогах проведенной реставрации». Конференция, посвященная реставрации как инструменту сохранения исторической памяти, состоится в декабре 2025г., по завершении проекта.
Показывать журналистам процесс работы специалисты начали с процедуры фотографирования. Перед тем, как приступать к каким-либо действиям, необходимо зафиксировать имеющиеся повреждения. Ещё одним обязательным пунктом является взятие проб: нужно измерить ph бумаги, проверить из какого она сделана волокна, а также водостойкость красочного слоя. Бумага времён Великой Отечественной – низкого качества и, к сожалению, сильно окисляется со временем. Основная задача «реанимационных» действий – стабилизировать кислотность. Памятники сначала тщательно очищают. Можно это делать латексной губкой или стирательной резинкой, – как целой, так и размельчённой в крошки. Далее представители средств массовой информации смогли понаблюдать за самым зрелищным этапом – промывкой. Купаться в кювете каждому бумажному объекту пришлось по три раза. Сперва в обычной воде, затем в дистиллированной. Завершающий приём ванны – с буферным раствором. Он создаёт щелочной резерв, повышает прочность и долговечность. После водных процедур предметы положили на фильтровальную бумагу сушиться. Последнее, что художники-реставраторы продемонстрировали в ходе пресс-показа – кропотливый процесс восполнения утрат. Здесь основное правило: обратимость. Подручные материалы, будь то клей или краска, обязательно должны быть естественного происхождения. Кусочки бумаги тщательно подбираются, чтобы они были нужного цвета и толщины. Специалисты подклеивают разрывы, укрепляют заломы.
Первую группу «пациентов» «стационар» в Рождествено выпишет уже в апреле. После возвращения домой, в музыкальную библиотеку Санкт-Петербургской филармонии, они сразу предстанут перед публикой на выставке, посвящённой 80-летию Победы. Реставрация же остальных памятников завершится в конце 2025 года.