1280px-2007_likhachev_foundation_prize_ceremony_-_vyacheslav_orphinsky_1.jpg

В Петрозаводске 2 сентября 2024 года на 96-м году жизни скончался академик Вячеслав Петрович Орфинский, один из крупнейших исследователей архитектуры и культуры Русского Севера, доктор архитектуры, автор многочисленных научных и научно-полулярных трудов (11 монографий и 195 работ), беззаветный защитник российского архитектурного наследия.

Судьба отпустила ему долгий век, почти век жизни. На его глазах проходило становление отечественной системы охраны культурного наследия, и сам он был важным действующим лицом этого бесконечного становления и этой системы – в течение десятилетий. Он был награжден премией имени академика Дмитрия Лихачева – в номинации «Сохранение памятников истории и культуры», премией имени Алексея Комеча.

Вячеслав Орфинский родился в 1929 году в Петрозаводске, в 1954-м окончил Московский архитектурный институт и вернулся работать в родную Карелию.

И сразу же погрузился в мир культурного наследия и народного зодчества – стал организовывать историко-архитектурные и этнографические экспедиции не только по республике, но по всему Русскому Северу – Карелия, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Тверская, области, Республика Коми. Экспедиции Орфинского охватили даже Томскую область, Восточный Финмарк в Норвегии и Финскую Лапландию.

В 1972 году он основал кафедру архитектуры в Петрозаводском государственном университете, в 1978-м начал подготовку аспирантов по специальности «история и теория архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Как вспоминают ученики Орфинского, он «внушал нам трепетное отношение и любовь к архитектурному наследию». В 1996-м он возглавил лабораторию по изучению деревянного зодчества, из которой вырос целый НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества.

Вячеслав Орфинский был членом всевозможных научно-методических и экспертных советов по культурному наследию, включая федеральный при Минкультуры РФ. Возглавлял министерскую комиссию по реставрации Преображенской церкви в Кижах.

Книга Орфинского "Логика красоты" (1982) о памятниках деревянного зодчества Карелии и их создателях. безусловно, вошла в золотой фонд отечественной литературы о культурном наследии. И будет служить еще многим поколениям.

В первую очередь академика Орфинского интересовали памятники деревянного зодчества, изучение которых он не отделял от исследования живой жизни людей, эти памятники возводивших и оберегавших. Он считал приоритетной ценностью и объектом защиты не отдельные памятники архитектуры, но всю среду их бытования. Его считали создателем нового научного направления на стыке искусствоведения и этнографии – этноархитектуроведения. С 1996 г. Орфинский возглавлял ежегодные экспедиции по изучению народной культуры Карелии и сопредельных территорий.

Именно исходя из своих убеждений о ценности исторической среды и культурного ландшафта он еще в 1970-е годы протестовал против намечавшегося переноса Успенской церкви в Когдопоге в Кижи. «Лишившись исторически сложившегося окружения, самые прекрасные памятники превращаются в музеефицированные мумии… Вырванные из контекста среды памятники культуры превращаются в памятники культуре – в поминальные знаки великого, но утрачиваемого феномена», – настаивал Орфинский. И Успенская церковь осталась в Кондопоге – мог ли Орфинский предвидеть трагедию 2018 года?

Много лет посвятил Вячеслав Орфинский борьбе за сохранение старинной карельской деревни Панозеро, которой грозило затопление при строительстве ГЭС. Живой историко-этнографический заповедник под открытым небом отстояли.

Будучи уже в очень преклонных годах, академик Орфинский не оставлял не только научных исследований, но и бился из последних сил за погибающее архитектурное наследие. Он обличал некомпетентных чиновников, которых считал не меньшей угрозой культурному наследию, чем современных вандалов. Он отстаивал от сноса деревянные исторические дома Петрозаводска, протестовал против строительства в карельской столице высоток, способных угробить силуэт города.

Он выступал против идеи предоставить регионам право самим снимать объекты культурного наследия с госохраны, предупреждал, что «страну захлестнет вакханалия уничтожения объектов культурного наследия».

Публицистическими статьями и интервью академик Орфинский не ограничивался – он и в 85 лет еще на градозащитных митингах выступал. Он отстаивал свои идеи, свои ценности, защищал объекты своей любви – не руководствуясь мнением начальства, не боясь идти против течения, не взвешивая, в большинстве или в меньшинстве он окажется.

Может быть, именно поэтому он так долго жил и так много успел.