Аннотации статей в журнале "Вестник. "Зодчий. 21век" №1 (66) 2018 год
Юный зодчий
Цена одного журнала "Вестник. "Зодчий. 21век" №1 (66) 2018 год. Юный зодчий 1000 руб. (без учета доставки).
Приветствия
С. В. Макаров. К 100‑летию КГИОП
В 2018 году исполняется сто лет с тех пор, как охрана памятников истории и культуры нашего города была поручена специально созданному в Петрограде государственному органу. Благодаря его появлению началась системная работа по учету и сохранению богатого культурного наследия великолепной Северной столицы.
Обращения к читателям
С приветственными словами к читателям журнала «Юный зодчий» обращаются О. В. Рыжков (Министерство культуры РФ), Е. В. Чайковский (председатель Комитета по культуре Ленинградской области) и В. А. Гергиев (художественный руководитель-директор Мариинского театра).
Всемирное наследие
Земной шар. Цифры и факты
Всемирное наследие — ценная память человечества. Изучение и сохранение всемирного наследия является всеобщей гуманитарной задачей. Культурные и природные достояния нашей планеты — это наследие, которое должно сохраняться для будущих поколений.
Концепция всемирного наследия:
возникновение и развитие
Истории цивилизаций дают многочисленные примеры сохранения и передачи потомкам различных достояний культуры и природы.
А. В. Михайлов, Н. В. Марушина. Санкт‑Петербург — достойный быть первым
Список всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 1073 объекта, 28 из которых находятся на территории России. Первым номером в списке российских объектов значится «Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников».
Т. В. Власова. Всемирное наследие в руках молодых
В нашем регионе успешно реализуется проект «Сохраним всемирное природное и культурное наследие», в котором принимают участие 27 ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Сказки о Санкт‑Петербурге
Сказки в нашем журнале появились не случайно, ведь их любят все — и дети, и взрослые. В рамках специального проекта КГИОП и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС) «Санкт‑Петербург: взгляд молодёжи» студенты сочиняли сказки к лучшим детским рисункам, отобранным по итогам конкурса «Жизнь в городе наследия». Читайте и смотрите, что у нас получилось!
Наследие России
Россия. Цифры и факты
Культурное наследие России — это наш неиссякаемый источник вдохновения, фундамент ценностей, отражение истории и хранитель многовековых традиций. Наследие — это наши корни! Памятники культуры, будто старшие и мудрые друзья, готовы всегда поделиться невероятными историями, свидетелями которых были.
В. И. Лепский. Комплексная реконструкция исторической городской среды
История архитектуры — это летопись не только свершений, но и утрат. Эта истина запечатлена в облике любого исторического города. Тем важнее и ценнее для нас сохранение всего того, что уберегло время.
А. В. Наумов. Я хочу спасти наследие!
От теории к практике
Культурное наследие должно стать полноценной площадкой в системе патриотического воспитания детей. Именно в этой возрастной группе закладываются основы миропонимания, именно в это время, через памятники прошлого и отношение к ним, можно привить детям органичную любовь к своей стране и культуре. Только установление естественных связей человека с его культурными кодами, к которым наряду с языком, религией и прочим относится материальное и нематериальное наследие, поможет воспитать здравомыслящего гражданина, который будет всецело понимать, принимать и защищать памятники истории, ценить их подлинность и нести гражданскую ответственность за их передачу будущим поколениям.
А. В. Михайлов. Жизнь в раю
Пожалуй, трудно найти человека, который не любил бы неспешные прогулки в садах и парках. Но немногие понимают, что сад или парк — это не набор деревьев и цветов и не лес, по которому проложены дорожки. По сути, это реализация многовековой философии человека, который всегда стремился создать собственный рай на земле. Этот рай неразрывно был связан с природой, в которой человеку хотелось чувствовать себя уютно. Появление садов и парков, а затем их трансформация во времени и пространстве явились частью осмысления человеком окружающего мира и своего места в нем.
М. И. Мильчик. Русское деревянное зодчество
Русь издревле была страной дерева. Крестьянская изба и надежная крепость, простой амбар и величественный собор… При всем разнообразии типов и видов строений в их основе один универсальный материал — дерево.
Н. И. Явейн.Архитектор‑реставратор — особенности профессии
Одна из интереснейших профессий, способных привлечь внимание школьников, — это архитектор-реставратор. Об особенностях профессии и приспособлении памятников, о сложностях реконструкции исторических объектов и знаниях, необходимых будущим архитекторам-реставраторам, рассказывает заслуженный архитектор России Никита Явейн.
Наследие Санкт‑Петербурга
Санкт‑Петербург. Цифры и факты
Санкт‑Петербург является самым крупным по площади северным городом мира с населением свыше миллиона человек.
С. В. Семенцов. Мифология градостроительного развития Санкт‑Петербурга
Санкт‑Петербург, вернее вся сложившаяся здесь агломерация, — уникальное явление в градостроительной истории. Огромный город на берегах Невы был создан «исторически мгновенно» (всего за три столетия) по градостроительной и социальной программам, отвечавшим уровню мировых столиц. Жизнь Северной столицы изначально обрастала домыслами, которые опровергают архивные исследования.
А. Ю. Назарова. Исторические архитектурные доминанты Петербурга
Говоря о Петербурге, мы представляем реки и каналы, в которых отражаются выстроенные вплотную друг к другу здания и возвышающиеся на фоне неба купола, шпили и башенки. Эти особенности облика города демонстрируют, как внимательно зодчие и градостроители относились к природным условиям местности. А также то, как строго следили все последующие поколения архитекторов за соблюдением правил застройки, установленных в самые первые годы существования Северной столицы.
А. О. Смелков. Архитектурный язык Санкт‑Петербурга.
Элементы и материалы
Фасады Санкт‑Петербурга разнообразны и различаются по стилям.
И. Э. Воеводский, Л. П. Лавров. Фасад как обои
Каждый город, особенно столичный, имеет особенности, связанные с формированием архитектурной среды, расположением зданий и оформлением их фасадов. Эти особенности складываются под воздействием природных, политических и экономических причин, а также под влиянием наличия или отсутствия поблизости конкретных строительных материалов. Зависят они и от веяний моды, свойственных тем или иным временным периодам.
В. С. Пушкина. Стили и судьбы Коломны
Обычная прогулка по городу порой превращается в интереснейшее путешествие. Такое времяпрепровождение может стать хобби наравне с футболом, катанием на лыжах или коньках.
В. А. Брунцев. Музыкальные инструменты в архитектуре Петербурга
Архитектура и музыка похожи тем, что в обоих видах искусства есть ритм, форма, фактура и гармония. Возможно, поэтому на фасадах и в интерьерах дворцов, особняков, общественных, а порой и жилых зданий Петербурга распространены изображения музыкальных инструментов.
А. Н. Заинчковская. Клад Нарышкиных.
Сокровища Петербурга
Кто в детстве не мечтал найти клад, не воображаемый, а реальный — сундук с испанскими дублонами на дне моря или ларец, полный сверкающих драгоценностей, на чердаке у бабушки? Потом мы становились взрослыми и понимали, что это несбыточно. Но Петербург — особенный город, в котором возможно все.
Л. М. Зарубина, В. Г. Сорин. Свет сквозь столетия
Старинные фонари в историческом центре Санкт‑Петербурга веками несут свою службу, связывая прошлое и настоящее. Одни из них подлинные, другие возрождены по старинным чертежам, третьи созданы архитекторами по мотивам уличных светильников прошлых веков.
М. В. Золотарева. Акварель — муза архитектора
Милена Владимировна Золотарева — не только архитектор, ученый и педагог, преподающий на кафедре истории и теории архитектуры в СПбГАСУ, но еще историк и художник. Ее акварели позволяют заглянуть как в прошлое, так и в будущее Петербурга, ведь это авторская ступень на пути к созданию новых архитектурных проектов. Предоставим слово автору.
Е. Я. Кальницкая. Приоритет подлинности
Каждый специалист, которому судьба дарит возможность заниматься реставрацией памятников культурного наследия, знает, что эта интереснейшая работа сопряжена с большими сложностями. Пример этому — реставрация дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
М. Н. Рядова. Поедем в Детское Село!
Перефразировав строчки из известного стихотворения Мандельштама, мы отправимся в бывшую летнюю резиденцию российских императоров, которая всегда была связана с членами венценосной семьи, их отдыхом, развлечениями и «детскими затеями».
Н. В. Ларионова. Архитектура для царских детей в загородных резиденциях Санкт‑Петербурга
Среди пригородных императорских резиденций, окружающих Санкт‑Петербург, есть одна, не похожая на остальные. Это Александрова дача — небольшой парк в Павловске, сейчас совсем заброшенный и почти полностью утерявший неповторимый облик.
В. А. Матвеева. Всеобуч и архитектура школ Ленинграда 1920‑1930‑х годов
В 1920‑х годах сформировался новый архитектурный стиль, который получил название «конструктивизм».
А. В. Еременко, Н. П. Дьяконов. Что остается за кадром,
или Кратко о профессиональной археологии
«Археология — это … детектив, в котором следователь опоздал к месту происшествия на тысячу лет».
Л. С. Клейн, российский археолог, этнограф, культуролог
П. Ю. Саватникова, А. . Воробьева. Гастрономические бренды Санкт‑Петербурга
Проект «Санкт‑Петербург: взгляд молодежи» не остановился только на сказках. Молодые люди решили, что им надоели традиционные передвижения по историческому центру и придумали собственные уникальные городские прогулки, в том числе «вкусные» и «мелодичные». Пройдемся по Петербургу необычными маршрутами!
П. В. Васильева, А. М. Сосновская. Музыка Петербурга — взгляд молодежи
Говорят, Санкт‑Петербург — город молодежи. Тут действительно огромное количество университетов, и после школы все больше юношей и девушек стремятся перебраться в Северную столицу.
Молодежь и наследие
О. Ю. Орлова, О. А. Морозова. Изучай наследие с КГИОП!
Сотрудники сектора сохранения исторической среды Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт‑Петербурга (КГИОП) рассказали о своей работе по приобщению детей к теме сохранения всемирного культурного наследия.
Коллектив гимназии № 177. Счастливые памятники Петербурга: смотри, цени, любуйся!
Каждый год в Санкт‑Петербург приезжает огромное количество туристов со всего мира. Все они хотят своими глазами увидеть неповторимость островов и мостов, гармонию улиц и площадей, роскошь парков и садов, великолепие дворцов и музеев, разнообразие памятников и скульптур. Наш город рад гостям и всегда ждет их!
Н. Г. Шейко. Всё в ваших руках,
или Как рассказать сверстникам о культурном наследии
Менять окружающий мир в лучшую сторону по силам любому человеку, даже школьнику. Для начала достаточно научиться грамотно доносить до слушателей свои идеи...
Е. А. Новикова‑Китаева. Новая ферма. Петергоф — детям
Как превратить обучение в игру, но не в аттракцион? Как помочь детям сделать первые шаги в музее, не отпугнув их строгими правилами? Как ознакомить школьников с историей, культурой и искусством, вызвав у них интерес, а не скуку? Поиском ответов на эти вопросы ежедневно занимаются в «Новой ферме» — образовательном центре Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Е. Б. Пешкова. Царское Село &mdash блистательная резиденция русских монархов
Сотрудники музея-заповедника «Царское Село» придумали интересные интерактивные программы для школьников.
А. Е. Иванов. «Открытый город»: опыт ВООПИК по привлечению детей к сохранению наследия
С 2016 года в Санкт‑Петербурге при поддержке городского правительства реализуется культурно-просветительский проект «Открытый город». Эта беспрецедентная по своему масштабу программа бесплатных экскурсий и лекций появилась благодаря сотрудничеству Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Коллектив школы № 639. Путешествуем по Санкт‑Петербургу с ЮНЕСКО
Все мы любим путешествовать и открывать для себя новые города и страны, знакомиться с культурой и традициями другого народа, узнавать историю удивительных мест и фотографировать достопримечательности. И каждый из нас любит возвращаться домой.
Комиксы
А. Сычева, А. А. Лопаткина. Иван Поребриков
Ivan Porebrikoff, русский эмигрант из Франции, по просьбе бабушки отправляется в Петербург, чтобы сделать фотографии ее любимых мест по прошествии лет...
Е. Смелкова, Л. Л. Евдошенко. Полет парашютиста-одуванчика по имени Тарахакум.
Над Санкт‑Петербургом стоял летний теплый день. На зеленом газоне возле Казанского собора было много одуванчиков...