Аннотации статей в журнале "Вестник. "Зодчий. 21век" №2 (75) 2020 год

Круглый стол: Проблемы изучения, сохранения, реставрации и приспособления объектов культурного наследия
В конце июля, впервые в онлайнформате, прошел круглый стол, посвященный проблемам изучения, сохранения, реставрации и приспособления объектов культурного наследия. В мероприятии, организованном КГИОП при информационной поддержке издательства «Зодчий», приняли участие ведущие специалисты в области реставрации: А.Г. Леонтьев (модератор), первый заместитель председателя КГИОП правительства Санкт-Петербурга; М.И. Мильчик, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры Российской Федерации, искусствовед (Россия); С.А. Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф»; А.Н. Баркун, заместитель генерального директора ООО «НИиПИ Спецреставрация», почетный член МОО «Союз инженеровсметчиков»; Б.П. Игдалов, директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская»; П.Г. Щедрин, технический директор ООО «Возрождение Петербурга»; Е.А. Мочалин, генеральный директор ООО «Проектреставрация»; М.В. Ботаковский, директор ООО «Петербургская реставрационная компания» и И.Л. Пасечник, генеральный директор ООО «НИиПИ Спецреставрация».

О.М. Кормильцева. Роль общественных организаций в России по охране и реставрации памятников искусства и старины во второй половине XIX – начале XX в.
Реставрация развивалась в России как прикладная дисциплина в сфере археологии. Именно общественным организациям принадлежит решающая роль в деле привлечения внимания общества к охране культурного наследия. Первыми общественными организациями стали научные археологические общества, возникающие с начала XIX в. в Москве (1804), Одессе (1839), Петербурге (1846), Казани (1878) и др.

Э.А. Шевченко. Существует ли Институт государственной охраны историко-культурного наследия России
Сегодня остро назрела необходимость создания специализированных органов всех уровней, в ведении которых будут вопросы градостроительства, архитектуры, градостроительной охраны и градостроительной реставрации населенных мест, сохранения и реставрации отдельных объектов наследия, их рациональной эксплуатации.

А.А. Никифоров. Доктрина Намюра, или Венецианская хартия. Какая стратегия сохранения культурного наследия нужна России
22–24 апреля 2015 г. в г. Намюре (Бельгия) европейские министры, ответственные за культурное наследие, утвердили основные направления стратегии сохранения европейского культурного наследия, получившей название Намюрской доктрины «Культурное наследие в ХХI веке – чтобы лучше жилось вместе. К единой европейской стратегии».

Клуб фарфорового завода в Дулево архитектора К.С. Мельникова: проект реставрации памятника эпохи конструктивизма
Особенности приспособления памятников архитектуры эпохи конструктивизма на примере ОКН регионального значения «Здание клуба фарфоровой фабрики, 1927–1930 гг., арх. Мельников К.С.»

М.В. Назарова. Бывшие промышленные здания в контексте современного использования
Вопрос сохранения исторических зданий, в том числе промышленного производства, для Петербурга стоит особенно остро. Наряду с памятниками истории и культуры различного уровня в Петербурге множество исторических объектов, степень сохранения которых, в отличие от юридически признанных памятников, никем не нормируется. Однако при экстенсивном развитии городского пятна вопрос приспособления и перепрофилирования неиспользуемых промышленных объектов и комплексов (территория общей площадью 3,5–4 тыс. га согласно Генплану), расположенных в центре города, а также на границе центра и селитебных территорий, как никогда актуален.

С.Н. Треполенков. Сохранение и приспособление кронштадтского берегового форта Риф
Объект культурного наследия федерального значения «Форт береговой «Риф» на острове Котлин нуждается в глобальной реставрации и ремонте. Петербургская компания «Восстановление» осуществила проект приспособления ОКН под современное использование (музейный комплекс) и разработала историкокультурную экспертизу на проектную документацию.

Как фильтроозонная станция стала ледовым дворцом для нахимовцев
Год назад в СанктПетербурге, на Пеньковой улице, 8, обрело вторую жизнь здание Петроградской фильтроозонной станции, возведенное в стиле модерн в начале XX в. Специалисты ООО «Деметра» приспособили памятник культурного наследия регионального значения под спортивный комплекс Нахимовского училища.

Мы – кузнецы
Кузнечное дело – особое; до сих пор, как и века назад, требует терпения, умелых рук и понимания материала – тогда металл поддается и превращается в необыкновенной красоты кованые изделия. К тому, чтобы быть признанным коллегами – мастерами художественной ковки, – основатель «Кузницы Дубрава» Дмитрий Бобриков шел почти десять лет: сначала набирался опыта у именитых мастеров, поняв, что готов к самостоятельной работе, – открыл свое дело. Сегодня в «Кузницу Дубрава» обращаются заказчики из Москвы, Подмосковья, Петербурга, известные дизайнеры и архитекторы.

Царскосельская янтарная мастерская – день сегодняшний
Царскосельская янтарная мастерская, работая в сфере реставрации многие годы, принимала активное участие в решении сложнейших задач по сохранению и воссозданию культурного наследия России. Реставраторов мастерской знают немногие, но результат их труда известен всем и вызывает неугасаемый интерес даже далеко за пределами нашей страны. Проектом, который принес мастерской славу и международное признание, безусловно, является воссоздание Янтарной комнаты – шедевра русского барокко. Интерьер, овеянный тайнами и легендами, на деле оказался сложнейшим испытанием для архитекторов, искусствоведов, историков и, конечно же, резчиков по янтарю и твердому камню. Для многих Янтарная комната и Царскосельская янтарная мастерская так и остались навечно связаны. Казалось, будто, завершив один из наиболее нашумевших проектов в истории реставрации, больше некуда было двигаться, сложнее и интереснее работы не найти. Но нет, Царскосельской мастерской уготован путь, на котором один шедевр сменяет другой, реставрационные головоломки становятся для коллектива ежедневной практикой и каждый проект любим и ценен посвоему. За Янтарной комнатой последовали Агатовые – единственный интерьер Царского Села, не разрушенный во время Второй мировой войны, за ними – церковь Воскресения Христова, Лионский зал, личные покои Екатерины II в Зубовском флигеле. Сегодня мы говорим с директором Царскосельской янтарной мастерской, художникомреставратором высшей категории, членом Союза художников РФ, лауреатом премии Правительства РФ Борисом Павловичем Игдаловым о текущих проектах в это непростое для всех время.

«Большое видится на расстоянье…»
Для коллектива Государственного музеяпамятника «Исаакиевский собор» издание альбомов, каталогов, монографий, книг – важнейшее направление просветительской работы, составляющей суть музейного дела. Издание книги австралийского исследователя Ларри В. Котрена о жизни и творчестве русского ученого, архитектора, реставратора Юрия Спегальского стало событием и открытием для читателей, которым дорога история страны, для тех, чья жизнь связана с сохранением, воссозданием памятников истории и культуры.

Успех создают люди
Преемственность традиций ленинградской реставрационной школы и постоянный поиск новых решений – таково кредо коллектива «Архитектурнореставрационной мастерской «Вега», в портфеле которой более сотни различных по сложности проектов.

А.Н. Пикалова, О.М. Кормильцева. Санкт-петербургский подвижник-реставратор XXI века
10 июля 2020 г. исполнилось бы 70 лет выдающемуся петербургскому реставратору Николаю Антоновичу или, как все его называли, Михаилу Пикалову. Он внес неоценимый вклад в сохранение принципов ленинградской школы реставрации, получившей международное признание, и откорректировал их в соответствии с современными условиями.

О.В. Тиунов. Архитектор-реставратор В.С. Рахманов
В духовном мире Рахманова хватило места для двух удивительных и чарующих островов – Кижи и Валаам. Сложно выразить словами значимость и размах той реставрационной деятельности, которую Владимир Степанович совершил на Валаамском архипелаге. Он начинал свои труды в качестве реставратора и способствовал возрождению жизни на острове еще на заре восстановления монастыря. Благодаря творческой и созидательной работе Рахманова архитектурное облачение монастыря обретало вновь свое величие и красоту. Он часто сравнивал Святой остров с умудренным старцем – Святым Николаем. Возродил к жизни Владимир Степанович первым делом главный собор монастыря – Спасо-Преображенский.

Питерский Архитектор. Памяти В.С. Рахманова
Вот уже прошло полгода со дня ухода гениального Мастера, замечательного человека, автора проекта реставрации Преображенской церкви Владимира Степановича Рахманова.

Т.И. Николаева. Новый взгляд на Петербург
Мастерский взгляд фотографа, устремленный на город, позволил ему сохранить в кадре неизбежную повседневность признанной величественности Петербурга.

Вадим Валентинович Знаменов
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с легендарным музейщиком и президентом Государственного музеязаповедника «Петергоф» Вадимом Валентиновичем Знаменовым. Задача моя была не из легких: многие давно очень хотели сохранить его рассказы о формировании музейного собрания, а он отшучивался, что время воспоминаний – впереди. Однако договоренность была достигнута, и результатом наших частых и плодотворных встреч стал сбор его воспоминаний в форме интервью.

Памяти Александра Павловича Викторова
Есть такие профессии на Земле, которые требуют от человека, помимо суммы знаний и мастерства, творческого подхода к решению стоящих задач, также высокой, если не высочайшей социальной ответственности. В эту категорию, как показывает исторический опыт, попадает деятельность главных архитекторов административнотерриториальных образований. Она требует от исполнителей данной функции прежде всего самопожертвования и отказа от личных амбиций, умения видеть и распознавать объективные тенденции пространственной организации и задачи реорганизации окружающей среды, учитывать различные последствия отдельных принимаемых решений, их социальный, экономический и экологический контекст.

Модернизация уличного освещения и подсветки мемориала на площади Победы
В рамках подготовки к 75й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в СанктПетербурге, на площади Победы, была проведена модернизация уличного освещения и архитектурнохудожественной подсветки мемориального комплекса. Компания «Кандела» выполнила проект по индивидуальным разработкам и с использованием осветительного оборудования, сделанного на собственном производстве.

А.М. Харитонов. Научная школа на базе компании как способ повышения качества реставрации
Заметным современным представителем ленинградской – санктпетербургской реставрационной школы является ООО «АЖИО». Компании удается добиваться качественных результатов в сфере реставрации за счет развития собственной научной школы, а также благодаря оригинальным разработкам и накопленному практическому опыту.

Секреты реставрации камня
Путиловский известняк – один из первых строительных материалов Петербурга. Архитекторы и строители новой российской столицы не ошиблись в выборе: детали и декор, как и здания, построенные с использованием путиловского известняка, служат уже более трех веков. Сегодня при их реставрации возникает необходимость восстановления элементов из камня. К сожалению, грубые ошибки, допущенные при выполнении работ, приводят к плачевным результатам: разрушению восстановленных элементов и новым затратам на ремонт. Это касается не только элементов из путиловского камня.

Собор Казанской иконы Божией Матери
Казанская икона Богоматери является одним из самых почитаемых образов в православии. Она была обретена во второй половине XVI века в Казани, после перенесена в Москву. Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь.

«Краски Фридлендеръ»: 120 лет успеха. Прошлое – настоящее – будущее
История завода лаков и красок «Фридлендеръ» началась 120 лет назад в дореволюционной России. В 1899 г. для организации фабрики по производству масляных красок в СанктПетербург был приглашен опытный технолог Юлиус Фридлендер. Под его руководством на набережной Черной речки открылось производство, которое стало изготавливать качественные материалы, отвечающие запросам и потребностям Российской империи того времени.

Caparol: бренд на службе исторического наследия
В этом году отмечает 125 летний юбилей немецкая компания DAW. Ее продукция под маркой CAPAROL пользуется заслуженной популярностью как в России, так и во многих других странах. Выпуская широкую линейку материалов, в том числе на основе извести и силикатов, компания на протяжении многих десятилетий вносит свою лепту в сохранение и восстановление исторических сооружений.

Силикатные краски Keim защищают достойное, заботятся о ценном
Моя цель – передавать будущим поколениям творения архитекторов, отражающие художественный смысл своей эпохи, в их первозданном великолепии и красоте.
А.В. Кайм, изобретатель силикатной краски.

Города с характером
Объявленный два года назад Минстроем Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях стал поводом для того, чтобы по новому посмотреть на свой город, оценить его историю, достоинства, потенциал. И создать особые, отражающие его характер центры притяжения, где всем горожанам будет уютно, спокойно и радостно.

С.Б. Данилова. Ленинградская область – феномен лидерства
Министерство строительства и ЖКХ России 8 мая утвердило федеральный реестр лучших практик по благоустройству, реализованных в 2019 г. в субъектах Российской Федерации. Для включения в федеральный реестр в Минстрой России поступило 536 проектов от 84 регионов. Конкурсная комиссия отобрала 132 лучших проекта. Основная цель реестра – обмен опытом и решениями в сфере благоустройства, создание библиотеки лучших практик. В число лидеров по количеству проектов, внесенных в реестр, вошла Ленинградская область – регион по результатам оценки экспертов взлетел в рейтинге сразу на второе место.

Благоустройство парка и территории у замка Рагнит в городе Немане Калининградской области
Проект благоустройства парка и территории у замка Рагнит в г. Немане (Калининградская область) стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды для малых городов с численностью населения до 20 тысяч человек, организованного Минстроем РФ. Автор проекта – компания «Другая архитектура» стала единственным участником из Калининградской области, проект которого получил финансирование на строительство. 800 летняя история.

Е.П. Петрашень. Первый «Петергофник» на даче Бенуа
Дело охраны памятников, разговор о котором мы начали в связи с юбилейным годом 150летия Александра Бенуа в предыдущем выпуске журнала, складывается из множества направлений работы. В современном понимании оно, в первую очередь, строится на законодательных актах и историкокультурной экспертизе, ведь именно они обеспечивают охранный статус памятников. Однако истинной основой этого дела, безусловно, является любовь к памятнику. Вызвана ли она памятью о связанных с ним исторических событиях или личностях, выдающейся красотой и ролью самого объекта в городе или ландшафте, биографией архитектора, проявлением архитектурного стиля и инженерной мысли или формированием уникальной среды… Именно эта любовь является основой «местного патриотизма», о котором писал Александр Бенуа и без которого невозможен и патриотизм в целом.

М.М. Киселев. Современные инновации в сфере городского благоустройства
Российский технопарк «Айра» разработал и реализовал ряд интересных решений по благоустройству для Санкт-Петербурга и других городов. В их числе детские видео площадки, световые качели с игровой механикой, необычные МАФы и Smartдвери для онлайн туризма.

Новинки издательства «Зодчий»
В.А. Леонова. «Современное состояние ландшафтноэкологических каркасов двух ботанических садов на сложном рельефе и перспективы их развития»