Аннотации статей в журнале "Вестник. "Зодчий. 21век" № 2(55) 2015 г.,
посвященном 70-летию петербургской – ленинградской школы реставраторов
Поздравления с Днем реставратора
Петербургских реставраторов поздравляют с профессиональным праздником:
- В.Р. Мединский, министр культуры РФ;
- Н.П. Емельянов, заместитель губернатора Ленинградской обл.;
- Г.И. Маланичева, председатель Центрального совета ВООПИиК, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Общественного совета Министерства культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ;
- В.Л. Быков, директор СРО НП «Балтийский строительный комплекс», почетный строитель России;
- С.В. Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга;
- И.А. Маркина, председатель Совета НПО «Наследие без границ» и И.К. Заика, ученый секретарь совета Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России»
Союз реставраторов: коррекция развития
В 2015 году ленинградская-петербургская школа реставрации отметит свой 70-летний юбилей. 14 лет из них ее традиции бережно хранит Союз реставраторов Санкт-Петербурга.
А.Г. Леонтьев, О.М. Кормильцева. Ленинградская школа реставрации. Историческое значение
1 июля 2015 года петербургские реставраторы отмечают 70-летний юбилей. Ровесница Великой Победы – знаменитая ленинградская школа реставрации с надеждой смотрит в будущее, определяя перспективы развития.
О.М. Кормильцева. Охрана памятников архитектуры Санкт-Петербурга – Ленинграда в 1945–2015 годах
Новые задачи встали перед органами охраны памятников в первые послевоенные десятилетия. Нашим реставраторам приходилось осуществлять свою деятельность в тяжелейших условиях, но именно тогда ими была разработана и претворена в жизнь первая в мире методика комплексного воссоздания памятников архитектуры XVIII–XIX веков, насыщенных богатой и разнообразной отделкой. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов стало уникальным по своим масштабам. В историю реставрации памятников культурного наследия Северной столицы яркой строкой вписаны имена всех, чьими трудами она зарождалась и творилась.
Е.Я. Кальницкая, П.В. Петров. Штрихи к портрету…
Ю.В. Зеленянская. Эвакуация музейных ценностей Петергофа и Ораниенбаума в июне-сентябре 1941 года.
Рассказывая об уникальном опыте взаимодействия ленинградской реставрации и музейного дела, ставшем теперь уже историей, в первом ряду основоположников этих глубоко родственных процессов следует ставить фигуру одного из крупнейших музейных деятелей 1920–1930-х годов – Николая Ильича Архипова (1887–1967), возглавлявшего в течение 13 лет Петергофские дворцы-музеи и парки.
Н.С. Третьяков. Создатели послевоенного дворца в Павловске
Памяти легендарных сотрудников Государственного музея-заповедника Павловска: директора – А.И. Зеленовой и главного хранителя А.М. Кучумова посвящается.
А.С. Трапезникова. В душе все время я там… Памяти ушедших реставраторов Петергофа
В 2010 году по заказу ГМЗ «Петергоф» был снят документальный фильм о послевоенной реставрации «Возрождение Петергофа», участниками которого стали В.Г. Корбан, Г.Л. Михайлова, А.П. Семенов, Л.М. Швецкая. Мы публикуем сегодня фрагменты монологов-воспоминаний, прозвучавших в фильме.
А.Н. Гузанов. Павловск. Концептуальность и обоснованность методов реставрации
Реставрация дворцово-паркового ансамбля в Павловске после разрушений в Великой Отечественной ойне стала воплощением декларации о сохранении культурно-исторического наследия в нашей стране, символом стойкости, мужества, преданности и высокого профессионального мастерства реставраторов.
Пушкинисты от архитектуры
Ольга Таратынова была назначена директором музея-заповедника «Царское Село» в октябре 2008 года. До этого она работала в Государственной инспекции по охране памятников, была архитектором Пушкинского и Адмиралтейского районов, а затем в течение 12 лет занимала должность первого заместителя председателя петербургского КГИОП.
Нашей редакции Ольга Владиславовна рассказала о послевоенном восстановлении Царского Села и о людях, которые посвятили себя возрождению этого выдающегося памятника мировой архитектуры и садово-паркового искусства, воплотившего в себе амбициозные замыслы российских царей.
Марк Григорьевич Колотов
Марк Григорьевич Колотов – старейший историк-реставратор нашего города и пригородов, свидетель превратностей бытия архитектурных шедевров и один из уже немногих крупнейших специалистов по созданию методик сохранения и восстановления памятников архитектуры на протяжении всей второй половины ХХ века, продолжающий и по сей день в уже набирающем обороты XXI веке плодотворное изучение бездонных сокровищ монументально-декоративного искусства.
М.И. Коляда. История и судьба Ленинградского и Санкт-Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация»
Марк Иванович Коляда – первый в Санкт-Петербурге аттестованный архитектор-реставратор высшей категории. Первым направлением его профессиональной деятельности стало восстановление памятников деревянного зодчества Ленинградской области, среди которых церковь Св. Георгия Победоносца в Старой Ладоге, церкви Подпорожского района – Св. Георгия Победоносца в Юксовичах, Дмитрия Солунского (Мироточивого) в Щелейках, апостола Фомы в Красном Бору, Рождества Богородицы в деревне Гимрека. Среди самых крупных проектов его мастерской — реставрация Казанского собора, усадьбы Рождествено (Гатчинский район), дома Шиля (Вознесенский пр.), Большого Гостиного двора, а также зданий в Пушкине, Павловске, Петергофе.
М.И Мильчик. От ленинградской школы реставрации к петербургской школе реконструкции
Культурное наследие необходимо человеку не меньше, чем природа, ибо они помогают сохранять физическую, психологическую и духовную стабильность в быстро меняющемся мире, находить свое место в бесконечном потоке времени. Среди наследия прошлого памятники архитектуры занимают особое место, ибо они не просто материализуют историческую память, но являются как бы ее зримой шкалой, позволяющей увидеть, ощутить, осознать многовековые пути национальной культуры. К тому же в отличие от всех остальных видов наследия они всегда остаются перед глазами.
С.Б. Куликов. Центральные научно-реставрационные проектные мастерские. История. Наследие. Потенциал
Создание, становление и жизнь любой организации основаны на многих факторах, которые влияют на ее развитие и востребованность. Это подтверждает история Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, отмечающих в этом году свое 68-летие.
Реставрация. Бесконечность возрождения
За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат Государственного Русского музея не пострадал. Но вот его дворцам и корпусу Бенуа, который был разрушен почти полностью, не удалось избежать потерь. Наш рассказ о том, как сразу после Дня Победы в музее начался интенсивный процесс реставрации, не прерывающийся до настоящего дня.
А.Е. Волгина, Е.Б. Кочетова. Мраморный дворец
В 1992 году Русский музей получил еще один филиал – Мраморный дворец. С этого момента начался процесс изучения памятника, подготовка проектно-сметной документации и осуществление реставрационных работ. Причиной, вызвавшей необходимость проведения этих работ во дворце, были не разрушения военного времени, как во многих других дворцах Санкт-Петербурга и окрестностей, а реконструкции, проводившиеся в мирное время в XX веке, а также естественный процесс старения здания.
Н.Н. Ефремова. Секреты Медного всадника
Памятник Петру I, созданный французским скульптором Э.М. Фальконе и открытый 7 августа 1782 года на Сенатской площади, является первым скульптурным монументом не только в Петербурге, но и в России. Воздвигнутый на берегу Невы, он гордо вошел в жизнь города, став его символом, олицетворением дерзкого петровского времени.
В.М. Грусман, М.В. Воронова, В.Э. Первак.Российский этнографический музей: судьба здания
В начале 2015 года в Российском этнографическом музее состоялись две тематически разные выставки, посвященные отдельным страницам истории музея. Их объединял один общий аспект – рассказ о судьбе здания музея, которое является памятником архитектуры и украшением одной из центральных площадей Санкт-Петербурга. Выставки привлекли внимание широкой аудитории посетителей музея и стали прекрасным подарком для специалистов, раскрывая ранее не известные исследователям факты, документы и фотографии, рассказывая об истории строительства здания музея, его судьбе в годы блокады и послевоенном восстановлении.
Искусство сохранять время
«Один из величайших памятников эпохи победившей эклектики», «одно из лучших художественных училищ», «одно из самых спокойных мест в Петербурге» – такие характеристики получило это удивительное учебное заведение.
В наше время Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица стала одним из главных «поставщиков» художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, иллюстраторов, реставраторов и других мастеров визуальных искусств.
С.А. Севастьянова. Особенности преподавания на реставрационном отделении СПб ГБОУ СПО
Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха является одним из старейших учебных заведений России. С момента его возникновения в 1839 году на протяжении лет менялись адреса и названия: «Рисовальная школа для вольноприходящих», «Школа Императорского общества поощрения художников», «Школа Соцвоса ЛООНО», «Художественно-педагогический техникум», «Художественное училище имени В.А. Серова», но сохранялась преемственность традиций отечественного изобразительного искусства.
М.Х. Бейтуганова, С.В. Минеева. Реставрация – ремесло, ставшее искусством
В СПб ГБПОУ «Реставрационно-художественный колледж» обучают профессии «Реставратор». Так называется специалист, сохраняющий и возвращающий к жизни произведения искусства, восстанавливающий историческую память народов, красоту отдельных предметов и целых городов.
Лучшая методика обучения реставраторов – это практика
Центр переподготовки и повышения квалификации рабочих ЧОУ ДПО «Деметра-Проф» является структурным подразделением строительно-реставрационной компании «Деметра» и одобрено Министерством культуры Российской Федерации. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 0615 от 09 сентября 2013 года выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
И.А. Хаустова. Крепость Корела
Крепость Корела была основана новгородцами в 1310 году на небольшом острове. Первоначально крепость была деревянной, но во второй половине XIV века, в период интенсивного строительства, проводившегося Великим Новгородом для укрепления северо-западных границ, она была усилена возведением каменной башни.
О.В. Полухин. Шлиссельбургская крепость: свидетель славных дел
Шлиссельбургская крепость (Орешек) – уникальный памятник отечественной истории XIV–XX веков – расположена на острове в истоке Невы из Ладожского озера. Крепость на протяжении семи веков играла значительную роль в истории Российского государства.
Л.А. Губчевская, С.В. Лалазаров. Ладожская крепость: прошлое и настоящее
«А в твоей, государь, казне в Ладоге денег нет нисколько и доходов, государь, никаких в Ладоге не збирается. А чертежу, государь, городу Ладоге начертити некому: иконописцев, государь, в Ладоге нет», – писал ладожский воевода Василий Неплюев царю Михаилу Федоровичу.
Частная история усадьбы Марьино
Усадьба Марьино, расположенная вблизи деревни Андрианово Тосненского района Ленинградской области, – поместье с непростой судьбой. За свою историю усадьба сменила множество хозяев, пережила периоды расцвета и запустения, пока наконец в 2008 году не попала в заботливые руки Галины Георгиевны Степановой, мецената и владелицы музейно-выставочного центра «Петербургский художник». Новая хозяйка Марьино уверена, что спасти разрушающиеся дворянские имения можно только путем передачи их в частную собственность, и доказывает это своим положительным примером.
Триумфальная Aрка Победы в Красном Селе
В нашем городе сегодня установлено более ста памятников, посвященных героической борьбе советского народа в годы Великой Отечественной войны, но среди них не было мемориала в честь Победы 9 мая 1945 года. К 70-летию памятной даты в Санкт-Петербурге в Красном Селе появился такой памятник – триумфальная Арка Победы, подрядчиком и главным проектировщиком которой стал ЛЕННИИПРОЕКТ.
Как восстанавливали историю. Мемориал героическим защитникам Ленинграда на площади Победы после капитального ремонта получил новую жизнь.(читать в PDF)
Для многих петербуржцев этот мемориал – один из символов родного города, для большинства гостей – обязательный пункт в программе пребывания в Северной столице. Обходом по периметру с беглым осмотром скульптур никто, как правило, не ограничивается, ведь памятник героям Ленинграда не просто масштабный, но и очень сложный, информационно насыщенный объект, где можно многое узнать и прочувствовать, если не спешить и побывать во всех его частях – наземных и подземной. Ремонт и реставрацию мемориала осуществила петербургская компания «Краски Города».
Золотые руки петербургских мастеров
Блистательный Санкт-Петербург заслуженно называют столицей реставраторов, ведь здесь, в городе-музее, эта профессия имеет особое значение.