
Аннотации статей в журнале "Вестник. "Зодчий. 21век" №1 (46), 2013 год.

Санкт-Петербург 2015-2025. Генеральный план. С. Д. Митягин.
В преддверии очередной корректировки генерального плана Санк-Петербурга эксперты считают целесообразным в очередной раз рассмотреть и по-новому оценить территориальные возможности города.

Градостроительный аспект формирования промышленного кластера (на примере Буденовского промышленного кластера Ставропольского края). М. М. Казаков, Н. П. Заборщикова, Р. И. Хамецкий.
Творческий коллектив ОАО НИИП Градостроительства (Санкт-Петербург) активно участвует в подготовке градостроительной документации для городов, посёлков и муниципальных районов Ставропольского края. За последние 10 лет институтом разработаны генеральные планы таких городов Ставрополья как Михайловск (северный пригород г. Ставрополя), Будённовск, Нефтекумск, Зеленокумск, Изобильный, Красногвардейское, их Правила Застройки и схемы ценностного зонирования территории.

НПИ «ЭНКО» в Азербайджане. О. В. Красовская, С. В. Скатерщиков.
Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» завершает разработку Схемы регионального планирования расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Шеки-Загатальского экономического района Азербайджанской Республики. Этот очень интересный и крупный проект мы выиграли совместно с нашими азербайджанскими партнерами (компания R.I.S.K.) по результатам тендера, который проводился Государственным комитетом по градостроительству и архитектуре Азербайджана в 2011 году. Кроме азербайджанских компаний, в конкурсе участвовали турецкие и южнокорейские проектные организации. Надо сказать, что содержание схемы по условиям конкурса гораздо ближе к традиционным схемам районной планировки группы районов, которые разрабатывались в советское время, чем к схемам территориального планирования, принятым ныне в Российской Федерации.
Здесь действительно в первую очередь обращается внимание на планировочные решения, комплексное развитие территории, систему расселения, прогноз социально-экономического развития, охрану природы и решение экологических проблем. Поэтому работы в Азербайджане приносят нашему коллективу не только моральное удовлетворение, но и большую профессиональную пользу, особенно для молодых урбанистов различных специальностей.

Владимирская Область. Программы развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования Сергеихинское сельское поселение для привлечения государственных и частных инвестиций. Н. А. Богатырева.
Население территории Владимирской области обладает огромным творческим потенциалом. До революции на территории Владимирской губернии процветало множество ремесел, которые в силу разных причин начали приходить в упадок, поэтому специалистами ГУП «Областное проектно-изыскательское архитектурно - планировочное бюро» была поставлена задача в территориальном планировании разработать программы для их успешного возрождения и развития.

Страна Белогория.
Перламутровые горы,
аромат каменьев гряд,
буйство зелени медовой,
почв румяных шоколад,
пышногрудые аллювы,
изобилие небес
стихотворные настои,
насыщение чудес,
водопадов переливы,
трав Саянских перецвет
все увидите, поймете,
погрузившись в этот свет.
С.П. Зенько
Уникальный ландшафт, первозданная природа, местный колорит, географическое расположение юго-восточного Присаянья – делает эти места привлекательными для экологического туризма, обеспечивают доходность бизнеса.

Пермгражданпроект. 80 лет успешной работы.
Пермгражданпроект – один из крупнейших проектных институтов Пермского края. Основанный в 1933 году, прошедший девяностые перестроечные, преобразованный в 1998 году в ООО «Пермгражданпроект», он сохранил свой статус, творческий потенциал, организационную структуру и традиции.

ЛЕННИИПРОЕКТ – 2012: итоги конкурса.
Возраст одного из старейших проектных институтов Санкт-Петербурга в этом году измеряется цифрой, состоящей из двух знаков бесконечности, устремившихся ввысь: 88! При этом ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» отнюдь не пребывает в статусе ветерана, а, напротив, постоянно поставляет на строительный рынок новые идеи. Ежегодный отчет о проделанной работе – конкурс «Лучший проект года», в котором участвует большинство подразделений института.

Сергей Шамарин: «Российская архитектура слишком стабильна».
Архитектура – удивительная сфера человеческой деятельности. С одной стороны, вряд ли кто-то решится отказать ей в принадлежности к искусству, хотя древние и не выделили для нее отдельной Музы. С другой стороны, труд архитектора – прикладной, имеющий вещественное воплощение и сугубо практическое применение. И к тому же регулируемый множеством регламентов и правил, обязательных к исполнению. И чтобы обеспечить достойный уровень творческой составляющей, архитекторам приходится заниматься множеством нетворческих, но очень важных вопросов. Например, реагировать на последствия для архитектурного сообщества вступления России в ВТО. О том, каковы эти последствия, как можно повлиять на ситуацию, а также об ответственности архитектора, о тенденциях в российской архитектуре и о тонкостях взаимоотношений с заказчиками мы беседуем с почетным архитектором России, членом Совета НОП, профессором МААМ, а также руководителем архитектурной мастерской Сергеем Шамариным.

Мы говорим «градостроительный регламент», подразумеваем правила землепользования и застройки… А. А. Черненков.
В последние годы в научной юридической литературе появилось много монографий, посвященных вопросам эффективности законодательства, культуры законотворчества, законотворческого процесса, юридичской технике, правилам толкования и применения правовых норм и другим подобным темам. Пишут много, понятно, доступно. Но, когда дело доходит до реальной нормотворческой деятельности, начинаются… оказии, а говоря юридическим языком – коллизии.

Принципы сохранения исторических городов и объектов культурного наследия. Продолжение. Начало в № 4(45) 2012 г. Э. А. Шевченко, А. А.Никифоров.
В предыдущем номере журнала мы остановились на рассуждении о необходимости проведения сопоставления некоторых понятий, введенных Федеральным законом № 73-ФЗ в 2002 году и поправок понятия «Историческое поселение», введенное Федеральным законом № 179 в 2012 году, в частности мы говорили о понятиях «историческое поселение» и «достопримечательные места». С этой целью была представлена таблица «Дефиниции 1 – Федеральный закон № 73-ФЗ» в которой приведено понятие «Историческое поселение» в двух редакциях.
О судьбе проекта зон охраны ансамбля усадьбы Архангельское. Ю. В. Гордеев.
29 июня 2012 года был утвержден акт Государственной историкокультурной экспертизы проекта границ территории памятника, зон охраны и режимов их содержания, объекта культурного наследия федерального значения ансамбля усадьбы «Архангельское». Экспертиза, проведенная экспертами ФГУП «Спецпроектреставрация» подтвердила соответствие проекта требованиям законодательства Российской Федерации, а также действующим инструкциям и обеспечение сохранения как объекта культурного наследия, так и его историкоархитектурной среды. Проект рекомендован к согласованию.

Рукотворное чудо. К 400-летию Андре Ленотра. Е. Я. Кальницкая.
Среди литераторов, писавших о Петергофе, самые верные слова в его описании нашел Петр Андреевич Вяземский, поэт и друг Пушкина. «Водоточивый Петергоф» – такой эпитет нашел он для этого знаменитого места… Не брызжущий водой, не извергающий фонтанные струи, а – мягко и точно – «водоточивый»… Почему так?

Современные «голландцы» Летнего сада.
ООО «Интекс» – одна из ведущих компаний в области ландшафтного строительства и архитектуры. Вышедшая на петербургский рынок в 1992 году, компания накопила богатейший профессиональный опыт благодаря масштабным работам по ландшафтному строительству и внешнему благоустройству. Сегодня ее заботам поручают такие знаковые объекты, как Летний сад, Михайловский сад и Резиденция Президента РФ на Северо-западе «Константиновский дворец» в Стрельне.

«Все мы больны ландшафтом, и дай бог, чтобы это было неизлечимо».
Эту эмоциональную фразу, которой закончил свое выступление член Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации Валерий Сударенков, можно было бы вынести в качестве эпиграфа для прошедшего в Москве первого ландшафтного форума «Городской парк».

Проектирование экономически эффективной улично-дорожной сети городов. А. И. Солодкий.
Транспортные проблемы выходят на первый план в большинстве крупных городов России, переходя в разряд одних из самых острых и для жителей городов, и для развития их экономики. Системные заторы приводят к большим затратам времени на поездки наших граждан и на индивидуальном, и на общественном транспорте. Низок уровень комфортности и безопасности этих поездок. Заторы, возникающие ежедневно в одних и тех же местах – результат несоответствия пропускной способности улично-дорожной сети интенсивности движения транспорта.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса территорий – задача для нового поколения генпланов. М. Л. Петрович, А. С. Баранов, М. А. Жеблиенок, В. И. Коротыч, И. Л. Резников, Н. Н. Шестернева.
Градопланирование, как часть человеческой культуры, постоянно находится в поиске новых идей развития пространства жизнедеятельности человека, решая задачи приспособления пространства под новые потребности населения, настраивая города на новые технологии производства и коммуникаций, обеспечивая защиту городов и самореализацию городских сообществ.
ООО «Лаборатория градопланирования» создана для поиска новых идей, методов, моделей пространственного развития городов России, соответствующих новым социально-экономическим условиям жизни во втором десятилетии XXI века, ориентированных на ценности поколения, которое выросло в эпоху сетевых компьютерных технологий, открытых границ, и сохраняющих преемственность градостроительных решений предыдущих периодов.

ЗАО «Институт «Трансэкопроет ». Мы нацелены на развитие. А. И. Солодкий.
Этот коллектив создан в начале 2013 года. Но, несмотря на столь юный возраст, ЗАО «Институт «ТРАНСЭКОПРОЕТ» объединил команду профессионалов высочайшего уровня, имеющих многолетний опыт работы в данной отрасли. Институт пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, уверенно вливается в работу над сложнейшими объектами как в Санкт-Петербурге, так и в других городах России. Основной деятельностью коллектива является проектирование объектов транспортной инфраструктуры.

Основные направления развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. Н. Н. Минина.
Решение стратегических задач Санкт-Петербурга невозможно без повышения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, увеличения пропускной способности транспортной сети.

Одновременная реализация строительства объектов улично- дорожной сети и организация движения транспорта на период производства работ. В. В. Калинина.
Все города сталкиваются с проблемой закрытия улиц и дорог для проведения ремонтных работ, для реконструкции или строительства новых транспортных сооружений. В зависимости от сложности проекта, такие закрытия могут длиться до нескольких лет, вызывая регулярные заторы на близлежащих улицах, а иногда и в значительной части города.
ЗАО «Институт «Стройпроект» принял участие в разработке государственной информационной системы «Транспортная модель Санкт-Петербурга, которая была использована, в том числе при расчетах схем объезда Дворового моста на момент его реконструкции. И, далее, оперативно разработала новые схемы организации движения в этой зоне, которые позволяли уменьшить негативный эффект за счет светофорного регулирования и оповещения водителей на дальних подъездах к проблемной зоне.

Ю.Р. Савельев. Первая книга об архитекторе С.У. Соловьеве (1859-1912). Рецензия на книгу И.Е. Печёнкина «Сергей Соловьев».
В 2012 г. увидела свет монография кандидата искусствоведения И.Е. Печёнкина «Сергей Соловьёв», изданная в серии «Архитектурное наследие России» Издательского дома Руденцовых. Как и все уже вышедшие книги этой серии, она состоит из подробной биографии мастера и выстроенных в хронологическом порядке очерков о его архитектурных произведениях и реставрационных трудах. Благодаря монографии впервые создается достаточно полное представление о вкладе зодчего в развитие стилистически богатой и разнообразной архитектуры Москвы рубежа столетий.