Аннотации статей в журнале "Вестник. "Зодчий. 21век" №2 (43), 2012 год.
Архитектурному факультету СПбГАСУ – 182 года. С. В. Семенцов.
180 лет Санкт-Петербургскому архитектурно-строительному университету. История архитектурного факультета СПбГАСУ – это не только история развития классического архитектурного образования в Санкт-Петербурге, но и история создания новой архитектурной профессии – профессии архитекторов, имеющих, наряду с архитектурной, дополнительную специальную профессиональную подготовку по двум крупным направлениям: по углубленному изучению конструктивных и строительных проблем, а также по темам организационно-юридическим, позволяющим стать государственными чиновниками в архитектурно-строительном деле на всех просторах России.
Первый строительный вуз России. Краткий исторический очерк. С. П. Заварихин.
1832–1842 – Училище гражданских инженеров (УГИ);
1842–1882 – Строительное училище (СУ);
1882–1923 – Институт гражданских инженеров (ИГИ);
1923–1924 – Петроградский институт гражданских инженеров (ПИГИ);
1924–1930 – Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ);
1930–1931 – Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС);
1931–1941 – Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС);
1941–1992 – Ленинградский инженерно- строительный институт (ЛИСИ);
1992–1993 – Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт (СПбИСИ);
с 1993 г. – Санкт-Петербургский государ- ственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ).
Мост – это не только техника. Мост – это еще и искусство века. А. Л. Пунин.
С ЛИСИ – нынешним СПбГАСУ – связана довольно большая часть моей жизни. И встречая этим летом свое 80-летие, я вспоминаю те давние годы, когда, став аспирантом кафедры истории архитектуры, я получил весьма лестное предложение заведовавшего тогда кафедрой «Мосты» профессора В.К. Качурина подготовить и прочитать студентам мостовой специализации автодорожного факультета курс лекций «Архитектура мостов». Причиной такого выбора было то, что я, окончив в 1954 году факультет «Мосты и тоннели» ЛИИЖТа (ныне СПбГУПС) и проработав некоторое время в солидной проектно-изыскательской организации «ПромтрансНИИпроект», решил круто изменить свой жизненный путь и заняться изучением истории архитектуры.
Кафедра градостроительства: этапы развития в XX – начале XXI века. А. Г. Вайтенс.
Накануне празднования 180-летия Санкт -Петербургского государственного архитектурно-строительного университета важно и интересно воссоздать этапы развития одного из подразделений архитектурного факультета этой высшей школы – кафедры градостроительства. Важно по многим причинам. Во-первых, в связи с той ролью, которую играло градостроительство в развитии России в разные периоды ее истории, в формировании Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда и постсоветского Санкт-Петербурга. Во-вторых, в связи с вкладом преподавателей этой кафедры в развитие города на Неве. И наконец, в связи с творческой деятельностью выпускников этой градостроительной школы в XX – начале XXI века как в Ленинграде – Санкт-Петербурге, так и в России.
Кафедра архитектурного проектирования СПбГАСУ. Л. П. Лавров.
Кафедра образована в 1930 году как структурное подразделение восстановленного архитектурного факультета. Она получила статус выпускающей по новой специальности «архитектура» и сосредоточила в себе типологические, функциональные и эстетические аспекты проектирования.
Посвящение профессии. Б. П. Усанов.
Студентам, профессорскопреподавательскому составу и служащим Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета! Читателям журнала «Вестник «Зодчий. 21 век»!
Сколько транспортных колец нужно Санкт-Петербургу.
Транспортной проблеме больших городов как одной из основных причин растущей потребности свободного пространства и беспрепятственного и быстрого передвижения посвящен большой блок дискуссий Международного форума «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий». О самых острых проявлениях транспортных проблем и поиске их решения мы беседуем с экспертом – начальником отдела транспортного планирования ЗАО «Институт «Стройпроект» Викторией Васильевной Калининой.
Благодарим за науку!
Большинство сотрудников «ЛенНИИпроекта», одного из старейших профильных проектных институтов страны, являются выпускниками ЛИСИ–СПбГАСУ. Основные направления деятельности «ЛенНИИпроекта» в течение долгих десятилетий: разработка проектов планировки и застройки новых районов и градостроительных узлов, поиски эффективных решений в области типизации и индустриализации строительства, участие в разработке проектов генеральных планов развития города, обеспечение проектной документацией типового индустриального и уникального жилищно-гражданского строительства в Ленинграде – Санкт-Петербурге.
Решение столь многогранных архитектурных и градостроительных задач стало возможным благодаря фундаментальным знаниям и навыкам, полученным в стенах альма-матер.
Архитектурная палитра Феликса Буянова.
Архитектура должна оставаться искусством, хотя это сложный и многогранный вид деятельности. Порой приходится долго искать
решение, которое бы устроило всех – автора, заказчика, город...
Тем не менее Феликс Буянов вот уже более двадцати лет стремится к заветной цели – делать мир лучше. Все эти годы он ищет новые идеи и воплощает их в жизни, стараясь работать так, чтобы каждый его проект был неповторимым.
180 лет СПбГАСУ: инженер-архитектор – профессия будущего. А. А. Смирнов.
ООО «АСТАЛЬ» – молодое развивающееся конструкторское бюро, специализирующееся на самых разных сторонах конструирования, от торговых и автомобильных центров и коттеджей до усиления конструкций и дизайна малых архитектурных форм, силы которого держатся на конструкторах, проектировщиках, расчетчиках и экономистах. Но так было не всегда. Все началось с одного прекрасного учебного заведения, которое многим дало силы и знания к действию.
Мы разделяем проблемы наших инвесторов.
Компания «Экостройпроект» была основана в 1992 году. Мы уже встречались с ее проектами на страницах нашего журнала («Вестник «Зодчий. 21 век» №1, 2011). За два десятилетия были разработаны многие десятки проектов зданий и сооружений различного назначения, расположенные в Санкт-Петербурге и за его пределами.
Город, который построила «Геореконструкция». В. М. Улицкий, А. Г. Шашкин, Л. Я. Гладштейн.
Представим себе город, в котором построено более сотни гражданских зданий: жилые дома, бизнес-центры, торговые учреждения, есть роддом, больница и даже наземный вестибюль станции метро. В этом городе построены четыре театра, один из лучших концертных залов мира. В этом городе – спасенные шедевры прошлого: дворцы, соборы, особняки, парковые павильоны. А недалеко, в промышленной зоне, сосредоточены самые современные цементные заводы, крупнейший в мире целлюлозно-бумажный комбинат, два нефтеперерабатывающих завода.
Этот город существует в реальности. Он не плод воображения, а результат воплощения проектов, разработанных институтом «Геореконструкция» за два десятилетия.
Город для людей. В. А. Маслак, Н. И. Кулагин.
Мировой градостроительный опыт убедительно доказывает, что одним из наиболее эффективных и рациональных решений
территориальных, транспортных и экологических проблем крупных городов, представляющих собой культурно-исторические и торгово-промышленные центры, является комплексное освоение подземного пространства.
Одним из важных шагов в этом направлении градостроительства в России является Международный Форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов – как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий». Институт «Ленметрогипротранс», как одно из старейших в России учреждений, занимающихся проектированием подземных объектов, вошел в состав организаторов форума.
Решение многих проблем мегаполиса – в освоении подземного пространства. В. Н. Александров.
С 27 по 29 июня 2012 года при поддержке Министерства регионального развития РФ, Национального объединения строителей
(НОСТРОЙ) и Международной тоннельной ассоциации (ITA) в Санкт-Петербурге состоится Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов — как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий». Основная цель этого мероприятия – показать представителям государственной власти и бизнеса, что без подземного строительства невозможно решить многие проблемы крупных городов, в том числе транспортные, территориальные и экологические.
ОАО «Метрострой» вошел в состав организаторов форума.
Вместе с ведущими специалистами ОАО «Метрострой» в форуме примут участие признанные авторитеты в области освоения подземного пространства и наиболее влиятельные фигуры российской строительной отрасли.
НПО «Космос»: наукоемкие технологии – освоение подземного пространства. А. В. Черняков.
Современные тенденции уплотнения городской застройки и высокой концентрации дорожного движения ставят российские мегаполисы на грань транспортного кризиса. Освоение подземного пространства, с целью удовлетворения разнообразных хозяйственных и социально-культурных потребностей общества, обусловлено стремительным ростом масштабов строительства, дефицитом земель и новыми более жесткими требованиямик охране и рациональному использованию природных ресурсов.
Геологическая среда и ее значение при планировании подземного строительства в г. Астане. В. Н. Попов.
Инженерно-хозяйственная деятельность человека, по сравнению с другими природными факторами, оказывает наибольшее влияние на геологическую среду урбанизированных территорий городов. В результате этого влияния формируется новое качество этой среды.
Анализ, проведенный ТОО «КарагандаГИИЗ и К*» показывает, что геологическая среда города Астаны в настоящее время находится в кризисном состоянии.
Опыт ФГУП «Управление строительства №30» на строительстве подземных сооружений. В. П. Абрамчук, А. Ю. Педчик, В. В. Костенко.
В конце июня в Санкт-Петербурге состоится Международный форум на тему «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развития территорий». На форуме предполагается обсудить широкий круг вопросов по данной тематике, иллюстрируя их преимущественно на проектах комплексного использования подземного пространства городских территорий.
Top-down, или Глубинное решение проблемы.
В условиях непрерывного уплотнения городской застройки современных мегаполисов, растущей концентрации транспорта и увеличения числа объектов городской инфраструктуры требуется кардинальное изменение принципов городского строительства и поиск новых подходов в решении жизненно важных для крупных городов проблем. Освоение подземного пространства на сегодня является одним из наиболее актуальных и рациональных решений этих вопросов.
Успешно применяемая компанией «Геоизол» технология «стена в грунте» - эффективный и зачастую единственный возможный метод строительства конструкции подземных сооружений, как в исторической части города, так и в новых районах с высокой плотностью застройки.
Новая эффективная технология строительства подземных автостоянок и сооружений. А. И. Берендеев.
Стальные шпунтовые сваи уже более 30 лет широко применяются в мировой строительной практике в качестве постоянных элементов несущих и ограждающих конструкций подземных уровней зданий и сооружений.
Новая эффективная технология строительства подземных автостоянок и сооружений с применением стальных шпунтовых свай, предлагаемая ООО «КАРСТ», открывает новые возможности в освоении подземного пространства в крупных городах и способствует реализации самых сложных проектов.
«Остров Крым».
В Алма-Ате (ныне Алматы) есть небольшая старая улица, вдали от центра, где более десяти лет ведутся работы по консервации и реставрации археологических находок. Там волею судьбы расположилась научно-реставрационная лаборатория, основателем которой стал художник-реставратор Крым Алтынбеков.
Спецпроектреставрация: сохраняя историю России.
НИИ «Спецпроектреставрация» – уникальный российский институт, в десятках мастерских которого трудятся более двухсот специалистов высочайшего класса. На их счету – восстановление множества сложнейших объектов по всей стране.
Ансамбли Тихвинского Богородичного Успенского и Троицкого Александро-Свирского монастырей, Преображенская церковь в Кижах, Валаамские скиты и храмы, Грановитая палата в Москве и многочисленные памятники прошлого в Петербурге – все это части огромной мозаики архитектурного наследия, входящей в фонд мирового наследия ЮНЕСКО. И немалая заслуга в их восстановлении принадлежит именно НИИ «Спецпроектреставрация» и ее главному специалисту-архитектору – Владимиру Степановичу Рахманову.
Шаги ко второй жизни. Физический институт Императорского Петербургского университета. В. Э. Трушковский, И. Н. Половцев.
Старейший в России университет – Санкт-Петербургский, основанный Петром I в 1724 году, расположился во многих старинных зданиях города. Многие из них являются памятниками истории и культуры.
Для проведения историко-культурной экспертизы здания Физического института, построенного 1901 году, Санкт-Петербургским государственным университетом было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ЛенСтройУправление». По результатам изучения архивов, удалось воссоздать историю строительства и последующих перестроек здания.
На благо Отечества.
Часто многие события рассматриваются как единичные явления, не связанные в общий процесс, и тогда сущность их ускользает. Произведения искусства остаются изолированными от исторического контекста, культурных изменений, политических и экономических течений. Лишь многие годы спустя удается выстроить временной луч,нанизав на него, словно бусины, все имена и даты, увидев полную голографическую картину.
Дворцово-парковый ансамбль Ропша. И. Н. Половцев.
Ропша – при упоминании этого слова память напрягается и хочет что-то вспомнить. Но не может. Кажется, что это что-то старинное и забытое. Действительно забытое – забытое прошлое нашей родины. Что мы знаем о Ропше – там убили императора Петра III, супруга Екатерины II. Вот, пожалуй, и все. Остальное знают только специалисты…
Памятник архитектуры: от дворца – к музею. Е. Я. Кальницкая, А. А. Белов.
Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже в третий раз проводит в своих стенах научную конференцию, посвященную охране и музеефикации памятников архитектуры, привлекая коллег к открытому и конструктивному диалогу. В апреле этого года темой дискуссионного обсуждения специалистов стала весьма важная и актуальная для современности тема: как в XXI веке с помощью новейших достижений реставрационной науки, строительной техники и инновационных технологий приспособить исторический памятник для музейных нужд.
Экологические задачи развития планировочной структуры Санкт-Петербурга. И. Б. Евплова, С. Д. Митягин.
Природопреобразующая, средоорганизующая деятельность человека в процессе исторической эволюции и развития цивилизации в наиболее концентрированном виде проявляется в городской форме расселения и в зонах размещения предприятий горнодобывающей промышленности, энергетики и транспорта. Именно в этих зонах невосстановимые трансформации ландшафта и местных экосистем получают наибольшее развитие. Виды и глубина преобразований связаны с функциональным назначением территорий, возможностью использования локального природного потенциала в целях формирования пригодной для конкретной деятельности среды.
Ландшафтная архитектура на Яузе. Т. И. Вольфтруб.
Житель мегаполиса значительную часть своей жизни проводит в «каменных джунглях». Поэтому сложно переоценить значение, которое имеют для горожанина зеленые насаждения, сады и парки, не только выполняющие роль легких города, но и помогающие снять стрессы, расслабиться, отдохнуть от суеты. Если взглянуть на план Москвы, в радиально-кольцевой схеме столицы отчетливо видны зеленые клинья, идущие от окраин к центру. Сегодня генеральная схема озеленения города включает в себя не только регулярные сады и парки, но и чудом сохранившиеся островки природы, которые создают особую атмосферу в черте мегаполиса.
В самом начале двухтысячных годов архитекторы компании «Ампир. Архитектура Интерьер» были приглашены тогдашним префектом СВАО Ириной Яковлевной Рабер для работы над проектом восстановления и благоустройства «зеленого коридора» - рекреационных территорий вдоль реки Яузы в этом округе.
Есть ли в мире что красивей?!
В пятый раз в Михайловском саду прошел фестиваль «Императорские сады России». Девиз нынешнего фестиваля «С чего начинается Родина…» не случаен. В этом году страна отмечает 1150-летие российской государственности.