121212.png

Реформа реставрационной отрасли сработала семь лет спустя

Константин Михайлов

28 июня 2023 года Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о Федеральном научно-методическом совете по сохранению и охране объектов культурного наследия (формально – о внесении изменений в профильный 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»).

Законопроект был внесен в парламент Правительством РФ, но представляла его на пленарном заседании Госдумы замминистра культуры РФ Надежда Преподобная. Она напомнила депутатам о двух вещах. Первое – законопроект разработан во исполнение соответствующего поручения Президента РФ по итогам заседания Совета по культуре и искусству при Владимире Путине, состоявшегося в 2020 году. Второе – при Минкультуры РФ уже есть Научно-методический совет по культурному наследию, и именно на его базе будет создан Федеральный совет, узаконенный принимаемым законопроектом.

Этот законопроект впервые законодательно закрепляет правовой статус, принципы формирования, задачи и права Федерального научно-методического совета (ФНМС) по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. С текстом документа и пояснительными материалами можно ознакомиться на сайте Госдумы. 

В 73-ФЗ вносится специальная отдельная статья (6.1), посвященная ФНМС. Он объявляется «постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при федеральном органе исполнительной власти» по охране наследия. 

Этим же органом и формируется состав ФНМС – «из представителей федерального органа охраны объектов культурного наследия, а также из числа ученых и специалистов в области сохранения, в том числе реставрации, объектов культурного наследия, музейного дела, археологии, архитектуры и градостроительства». Этим же органом, т.е. Минкультуры РФ, утверждаются состав ФНМС и Положение о нем. 

Задачи ФНМС, согласно законопроекту, традиционны: подготовка предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН; анализ правоприменительной практики, подготовка заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, методических рекомендаций; изучение зарубежного опыта в этой же области. 

Но в этом перечне есть совершенно революционный пункт, практически не замеченный комментаторами и (мудро) не акцентированный представителями Минкультуры РФ в парламенте. ФНМС вменяется в обязанность «подготовка заключений по проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия… проектам зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и материалам, связанным с историческими поселениями федерального значения». 

Памятники, проекты по которым ФНМС должен рассматривать, в законопроекте четко обозначены: особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, объекты Всемирного наследия, ОКН федерального значения, «в своей основе возведенные до 1800 года», памятники деревянного зодчества.

Таким образом, принимаемый законопроект требует от ФНМС (соответственно, и от Минкультуры) серьезной активизации и упорядочивания работы, наделяя его фактически чрезвычайными полномочиями. Рассмотрение проектной документации по всем федеральным памятникам до 1800 года, т.е. наиболее ценным, да еще и по всем деревянным, да еще и с учетом сроков всех процедур, в том числе контрактных – что называется, мало не покажется.

Более того, рассмотрение проектной документации – важнейшая часть работы госорганов – по значительному количеству объектов возвращается на федеральный уровень. То есть «разделение полномочий» между федеральным и региональными уровнями охраны наследия, введенное с 2008 года, формально не отмененное, явочным порядком начинают перераспределять в обратном направлении. Что, конечно, является запоздалым и косвенным признанием неэффективности «реформы» конца 2000-х.

Никто из комментаторов опять-таки не заметил, что буквально те же самые пункты о полномочиях ФНМС были разработаны еще в 2016 году созданной тогда Минкультуры РФ «Комиссией по реформе реставрационной отрасли», в которую входил и автор этих строк. Единственным формальным плодом работы этой комиссии стало выпущенное в декабре 2016 года и подписанное врио министра С.Г. Обрывалиным распоряжение № Р-1481, в котором были сформулировано все то, что в июне 2023-го стало принятым в первом чтении федеральным законом. (См. наш тогдашний материал.) 

Что ж, ружье, повешенное на стену в первом акте, хотя бы и запрятанное на семь лет под ковер, – выстрелило. Федеральный закон – это совсем другой уровень авторитета и прав ФНМС. Как, естественно, и ответственности.

Единственное смущающее обстоятельство – решения ФНМС по-прежнему носят рекомендательный характер для министерства. С формальной стороны – иначе и не может быть, с содержательной – возможны коллизии. Но в любом случае, для того, чтобы не согласиться со своим узаконенным ФНМС, министерству понадобятся неотразимые аргументы.

Досье. Впервые научно-методический совет по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры СССР был утвержден приказом министра Е.А. Фурцевой от 8 августа 1965 г. Однако еще в 1949 году академиком И.Э. Грабарем был создан Научно-методический совет по охране памятников культуры при Академии Наук СССР, так что министерский Совет должен считаться продолжением этого начинания. 

На протяжении десятилетий существования Совета его основными задачами были осуществление научно-методического руководства делом охраны и изучения памятников культуры, совершенствование научных методов реставрационных работ и установление научной классификации памятников культуры.

В настоящее время при Минкультуры России работает Научно-методический совет по культурному наследию. Приказом Минкультуры России от 31 января 2012 г. № 58 утверждено Положение о Совете, приказом Минкультуры России от 30 сентября 2021 г. № 1636 – его состав. Работа Совета ведется по направлениям (секциям): памятников архитектуры; памятников монументального искусства; градостроительного регулирования историко-культурных территорий; памятников садово-паркового искусства и историко-культурных заповедников; памятников деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества; археологического наследия.

https://hraniteli-nasledia.com/