Page 24 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 24

на следие










          собора. Сквозь щели и пробоины в кров-  ной живописи. Начиная с весны 1942 г.   жима  оказалась  утраченной  большая
          ле  снег  и  дождь  проникали  в  подку-  здание собора не отапливалось, в мороз-  часть лепного, золоченного сусальным
          польное  пространство  и  чердачные   ные зимы стены и своды собора промер-  золотом  декора  на  сводах  и  карнизах.
          помещения.  Вода,  просачиваясь  через   зали насквозь, а при наступлении весны   В  неудовлетворительном  состоянии
          кирпичную кладку, насквозь пропитыва-  оттаивали;  поверх  росписей  проступала   находились  мозаики.  При  том,  что
          ла штукатурку, служившую основой для   влага. Состояние сохранности настенных   сама  смальта  не  пострадала,  разруша-
          монументальной живописи.            росписей  быстро  становилось  угрожаю-  лась  цементная  основа  и  мастика,  на
            Под  сводами  собора  находится  не   щим.  Лак  мутнел  и  разлагался,  осыпал-  поверхности  выступал  известковый
          имеющая аналогов коллекция монумен-  ся  красочный  слой.  Между  живописью   налет. Тяжелее всего влажность и  сы-
          тальной  религиозной  живописи  середи-  и штукатуркой, которая, в свою очередь,   рость  сказались  на  мозаике  парусов,
          ны  XIX  в.  Она  включает  в  себя  произ-  местами отставала от кладки, образовы-  имеющих не только большую площадь,
          ведения  выдающихся  представителей   вались пустоты. Подобные повреждения   но  и  сложную,  близкую  к  сфериче-
          классической  академической  школы:   послужили  основной  причиной  гибели   ской, поверхность. Сильно пострадала
          Н.М. Алексеева, П.В. Басина, Ф.А. Бру-  двух  произведений  П.В.  Басина  в  пару-  внутренняя  облицовка  из  различных
          ни,  К.П.  Брюллова,  Ф.С.  Завьялова,   сах  плафона  северо-восточного  купола   пород декоративного камня. Итальян-
          А.Т. Маркова, Ф.Н. Рисса, Э.А. Плюшара,   «Иосиф  Обручник»  и  «Иосиф  Арима-  ский  мрамор  стен  и  пилонов  был  по-
          П.М.  Шамшина,  В.К.  Шебуева.  Выпол-  фейский».  В  наиболее  тяжелом  состоя-  крыт сетью крупных и мелких трещин,
          ненные  масляными  красками  по  сухой   нии была живопись Ф.А. Бруни «Сотво-  сколов и выбоин, полировка утрачена;
          штукатурке росписи служили достойным   рение мира» и «Страшный суд».    в аварийном состоянии находился мо-
          украшением храма и уже в XIX в. счита-  В  результате  длительного  наруше-  заичный набор из малахита и  лазурита
          лись  ценными  образцами  монументаль-  ния  температурно-влажностного  ре-  на колоннах иконостаса.


















































          20
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29