Page 24 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 24
на следие
собора. Сквозь щели и пробоины в кров- ной живописи. Начиная с весны 1942 г. жима оказалась утраченной большая
ле снег и дождь проникали в подку- здание собора не отапливалось, в мороз- часть лепного, золоченного сусальным
польное пространство и чердачные ные зимы стены и своды собора промер- золотом декора на сводах и карнизах.
помещения. Вода, просачиваясь через зали насквозь, а при наступлении весны В неудовлетворительном состоянии
кирпичную кладку, насквозь пропитыва- оттаивали; поверх росписей проступала находились мозаики. При том, что
ла штукатурку, служившую основой для влага. Состояние сохранности настенных сама смальта не пострадала, разруша-
монументальной живописи. росписей быстро становилось угрожаю- лась цементная основа и мастика, на
Под сводами собора находится не щим. Лак мутнел и разлагался, осыпал- поверхности выступал известковый
имеющая аналогов коллекция монумен- ся красочный слой. Между живописью налет. Тяжелее всего влажность и сы-
тальной религиозной живописи середи- и штукатуркой, которая, в свою очередь, рость сказались на мозаике парусов,
ны XIX в. Она включает в себя произ- местами отставала от кладки, образовы- имеющих не только большую площадь,
ведения выдающихся представителей вались пустоты. Подобные повреждения но и сложную, близкую к сфериче-
классической академической школы: послужили основной причиной гибели ской, поверхность. Сильно пострадала
Н.М. Алексеева, П.В. Басина, Ф.А. Бру- двух произведений П.В. Басина в пару- внутренняя облицовка из различных
ни, К.П. Брюллова, Ф.С. Завьялова, сах плафона северо-восточного купола пород декоративного камня. Итальян-
А.Т. Маркова, Ф.Н. Рисса, Э.А. Плюшара, «Иосиф Обручник» и «Иосиф Арима- ский мрамор стен и пилонов был по-
П.М. Шамшина, В.К. Шебуева. Выпол- фейский». В наиболее тяжелом состоя- крыт сетью крупных и мелких трещин,
ненные масляными красками по сухой нии была живопись Ф.А. Бруни «Сотво- сколов и выбоин, полировка утрачена;
штукатурке росписи служили достойным рение мира» и «Страшный суд». в аварийном состоянии находился мо-
украшением храма и уже в XIX в. счита- В результате длительного наруше- заичный набор из малахита и лазурита
лись ценными образцами монументаль- ния температурно-влажностного ре- на колоннах иконостаса.
20