Page 72 - Зодчий_1(74)_2020 постранично
P. 72

на следие












                                                                                  специалисты  компании  «МАТИС»
                                                                                  считают,  что  настала  пора  изменить
                                                                                  отношение  к  малым  архитектурным
                                                                                  формам, украшающим город, признать
                                                                                  их  уникальность  и  особую  ценность.
                                                                                  «В  общей  архитектурной  ткани  го-
                                                                                  рода  малые  архитектурные  формы  –
                                                                                  ограды,  ворота,  флюгера,  флагодер-
                                                                                  жатели,  оконные  решетки,  козырьки
                                                                                  и  ограждения  балконов  –  играют  не
                                                                                  последнюю роль, – убежден инженер-
                                                                                  реставратор  реставрационной  ком-
                                                                                  пании  «МАТИС»  Дмитрий  Матюш-
                                                                                  кин. – Их реставрируют только в том
                                                                                  случае, если крупный объект – здание,
                                                                                  сооружение или садово-парковый ком-
                                                                                  плекс – попадает в городскую програм-
                                                                                  му.  Но  таких  счастливых  случаев  де-
                                                                                  сятки, а мелких и зачастую бесхозных
                                                                                  элементов  металлодекора  –  тысячи.
                                                                                  Безусловно,  сегодня  много  делается
                                                                                  для  сохранения  объектов  культурно-
                                                                                  го  наследия,  в  адресных  программах
                                                                                  города  появляются  примеры/объекты
                                                                                  реставрации  металлического  декора.
                                                                                  Но,  повторюсь,  это  касается  только
                                                                                  масштабных проектов».
                                                                                    Реставраторов  чрезвычайно  беспо-
                                                                                  коит,  что  бесценный  художественный
                                                                                  металл нередко попадает во вторсырье.
                                                                                  И  такое  небрежное  отношение  к  эле-
          участков  у  цоколя  с  организацией   втором  –  все  реставрационные  и  вос-  ментам  декора  из  металла  продолжа-
          естественных  водостоков  в  плитном   становительные мероприятия.      ется больше ста лет после революции.
          мощении  вдоль  прясел,  реставрацию   «Когда  произвели  расчистки  штука-  В  начале  XX  века  художественный
          штукатурной  отделки  и  сохранивше-  турного слоя на одном из пилонов, об-  промысел по созданию металлических
          гося  лепного  декора,  существующего   наружилось,  что  кирпич,  которым  был   конструкций и декоративных изделий
          металлического  декора,  окрасочной   облицован  стальной  стержень,  практи-  из стали и чугуна процветал. В Петер-
          системы.  Во-вторых,  предусматрива-  чески выветрился, износился от време-  бурге работали не менее двух десятков
          лась  консервация,  или  техническое   ни и пилон утратил расчетную несущую   слесарно-кузнечных заводов и мастер-
          укрепление кирпичной кладки колонн   способность.  Были  проведены  работы   ских.  Самые  крупные  и  успешные  из
          и стен пилонов, металлокаркаса ограж-  по вычинке разрушенного кирпича, это   них  –  слесарно-механический  завод
          дения и ворот. И наконец, воссоздание   значит,  каждый  кирпич,  нуждающийся   Франца Сан-Галли, завод по производ-
          недостающих  основных  металличе-   в  реставрации  или  замене,  вынимал-  ству  художественных  металлических
          ских  и  декоративных  элементов  огра-  ся из облицовки. И далее проводилось   изделий Карла Винклера – изготавли-
          ды, калиток и полотен ворот.        усиление  конструкции  специальными   вали  уникальные  по  красоте  изделия.
            Все работы рекомендовалось прово-  растворами,  сейчас  уже  широко  рас-  После революции многие из них – дву-
          дить  в  два  этапа  при  положительных   пространенным  методом  инъектирова-  главые  орлы,  геральдические  гербы
          температурах  без  разборки  самих  ме-  ния, – уточняет Андрей Герега. – Подоб-  варварски  уничтожались.  Например,
          таллических  наборов  прясел  ограды,   ные  дополнительные  работы  требуют   созданная архитектором Р.Ф. Мельце-
          поздних  калиток  и  ворот  с  боковыми   согласования  с  КГИОП.  Все  наши  ре-  ром  в  стиле  растреллиевского  барок-
          калитками. На первом этапе был пред-  шения были одобрены комитетом».   ко  ограда  Собственного  сада  Зимнего
          усмотрен  демонтаж  для  реставрации   Основываясь на многолетней прак-  дворца, которую вручную ковали в ма-
          выколотного позолоченного декора, на   тике   реставрации   металлодекора,   стерской  Ф.А.  Эгельсона,  была,  как

          68
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77