Page 12 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 12
НА СЛЕДИЕ Парадная лестница. 1974 г.
Фотограф А. Григорьев. КГИОП П. 588.
мещался Всесоюзный научно-исследо- тирах были разобраны печи. В 1976 г. щимся мастером своего времени – Шта-
вательский геолого-разведывательный согласована перепланировка помещений кеншнейдером.
институт (далее – ВНИГРИ). Приме- бывших квартир на третьем этаже запад- Лестничный марш оформлен двумя
чательно, что библиотека этого учреж- ного корпуса . устоями-пьедесталами. Сначала на них
42
дения располагалась в церковном зале. стояли бронзовые торшеры-канделя-
43
В последующие годы в здании не раз де- Монументальная простота бры , но в начале XX века их сменили
лали косметические ремонты, многие де- скульптуры «Зубр идущий» и «Зубр мы-
коративные элементы были закрашены Что же увидят посетители дома Паш- чащий» (на них изображен редкий вид
масляной краской. Происходили при- кова сегодня? Когда только они пересту- зубров, которые обитали в Беловежской
способления под размещение кабинетов пят порог этого величественного здания, пуще, входившей в число удельных зе-
служащих института, делались перего- их прежде всего впечатлит просторный мель). Композиции, специально выпол-
родки. Решением Ленгорисполкома от вестибюль, освещенный двумя высокими ненные для Департамента уделов, отли-
16.11.1970 № 891 здание было принято окнами с арочными завершениями, а так- ты в гипсе и тонированы скульпторами
под государственную охрану как памят- же лестничный марш с промежуточной Робертом Робертовичем Бахом и Гуго
44
39
ник архитектуры . площадкой, которая как пропилеи оформ- Робертовичем Залеманом .
В западном флигеле вплоть до 1973 г. лена каннелированными ионическими Основной объем парадной лестницы
располагались квартиры, жильцы кото- колоннами, перекрытыми архитравом. решен в ризалите, выступающем в за-
рых были потом расселены, а помещения Это придает интерьеру особую тор- крытом каре двора, лестница при этом
перешли к ВНИГРИ в долгосрочную жественность. Архитектуре Боссе при- развернута перпендикулярно к входу.
40
аренду . Речь идет о мансардном четвер- суща монументальность и в то же время Наливной пол верхнего вестибюля па-
том этаже северного корпуса и четвер- простота и ясность, особая гармонич- радной лестницы с мраморной крош-
том этаже восточного. Чтобы соединить ность использования орнаментальных кой и геометрическими орнаментами
помещения, требовалось пробить двер- мотивов в оформлении больших про- воспроизводит меандр и расчерченные
ной проем, на что инспекция по охране странств, способность не перегружать прямоугольники разных оттенков, что
памятников дала согласие: «пробивка вычурными деталями плоскости стен, созвучно античности. Далее идет трех-
двери на 4-м этаже левого бокового фли- используя антично-ренессансные мо- маршевая лестница, легкая и воздушная,
геля разрешена 11/I.74» . В этих квар- тивы. В этом он схож с другим выдаю- скомпонованная таким образом, что по-
41
сетитель поднимается наверх, поворачи-
вая налево, будто пребывает в роскош-
ном венецианском дворце.
Естественный свет проникает через
окна: арочные (в уровне первого эта-
жа) и ренессансные двойные (в уровне
бельэтажа). Наличники верхних окон
оформлены лепными рельефными фи-
гурами юношей, поддерживающими
карниз наличника окна. Потолок над
верхней площадкой парадной лестни-
цы, несмотря на обилие лепных деталей
растительного характера, заполняющего
кессоны, не смотрится тяжеловесным.
Решетка лестницы выполнена в тех-
нике гальванопластики, на тот момент
только изобретенной герцогом Макси-
мильяном Лейхтенбергским совместно
с ученым Борисом Семеновичем (Мо-
рицем Германом) Якоби. В 1844 г. под
Петербургом открылось «Гальванопла-
стическое, литейное и художественной
бронзы механическое заведение», кото-
рое специализировалось на изготовле-
нии барельефов и статуй. Боссе исполь-
зовал последнее достижение науки для
создания облегченных ажурных сдвоен-
ных стоек ограждения лестницы.
Примечательны огромных размеров
каменные плиты для покрытия лестнич-
ных промежуточных площадок: цельные,
прямоугольные, лещадные. Кажущийся
тяжеловесным материал ступеней, кон-
сольно заведенных в стены, визуально
облегчен металлическим косоуром и
легкими кронштейнами, обрамляющими
Вестибюль. 1974 г. Фотограф А. Григорьев. КГИОП П. 588
10