Page 12 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 12

НА СЛЕДИЕ                                                                           Парадная лестница. 1974 г.
                                                                                     Фотограф А. Григорьев. КГИОП П. 588.

          мещался  Всесоюзный  научно-исследо-  тирах  были  разобраны  печи.  В  1976  г.   щимся мастером своего времени – Шта-
          вательский  геолого-разведывательный   согласована перепланировка помещений   кеншнейдером.
          институт  (далее  –  ВНИГРИ).  Приме-  бывших квартир на третьем этаже запад-  Лестничный  марш  оформлен  двумя
          чательно,  что  библиотека  этого  учреж-  ного корпуса .               устоями-пьедесталами.  Сначала  на  них
                                                        42
          дения  располагалась  в  церковном  зале.                               стояли  бронзовые  торшеры-канделя-
                                                                                     43
          В последующие годы в здании не раз де-  Монументальная простота         бры ,  но  в  начале  XX  века  их  сменили
          лали косметические ремонты, многие де-                                  скульптуры «Зубр идущий» и «Зубр мы-
          коративные  элементы  были  закрашены   Что же увидят посетители дома Паш-  чащий»  (на  них  изображен  редкий  вид
          масляной  краской.  Происходили  при-  кова сегодня? Когда только они пересту-  зубров, которые обитали в Беловежской
          способления под размещение кабинетов   пят порог этого величественного здания,   пуще,  входившей  в  число  удельных  зе-
          служащих  института,  делались  перего-  их  прежде  всего  впечатлит  просторный   мель). Композиции, специально выпол-
          родки.  Решением  Ленгорисполкома  от   вестибюль, освещенный двумя высокими   ненные для Департамента уделов, отли-
          16.11.1970  №  891  здание  было  принято   окнами с арочными завершениями, а так-  ты в гипсе и тонированы скульпторами
          под государственную охрану как памят-  же  лестничный  марш  с  промежуточной   Робертом  Робертовичем  Бахом  и  Гуго
                                                                                                       44
                        39
          ник архитектуры .                   площадкой, которая как пропилеи оформ-  Робертовичем Залеманом .
            В западном флигеле вплоть до 1973 г.   лена  каннелированными  ионическими   Основной  объем  парадной  лестницы
          располагались  квартиры,  жильцы  кото-  колоннами, перекрытыми архитравом.  решен  в  ризалите,  выступающем  в  за-
          рых были потом расселены, а помещения   Это  придает  интерьеру  особую  тор-  крытом  каре  двора,  лестница  при  этом
          перешли  к  ВНИГРИ  в  долгосрочную   жественность.  Архитектуре  Боссе  при-  развернута  перпендикулярно  к  входу.
               40
          аренду . Речь идет о мансардном четвер-  суща монументальность и в то же время   Наливной  пол  верхнего  вестибюля  па-
          том  этаже  северного  корпуса  и  четвер-  простота  и  ясность,  особая  гармонич-  радной  лестницы  с  мраморной  крош-
          том этаже восточного. Чтобы соединить   ность  использования  орнаментальных   кой  и  геометрическими  орнаментами
          помещения,  требовалось  пробить  двер-  мотивов  в  оформлении  больших  про-  воспроизводит  меандр  и  расчерченные
          ной проем, на что инспекция по охране   странств,  способность  не  перегружать   прямоугольники  разных  оттенков,  что
          памятников  дала  согласие:  «пробивка   вычурными  деталями  плоскости  стен,   созвучно  античности.  Далее  идет  трех-
          двери на 4-м этаже левого бокового фли-  используя  антично-ренессансные  мо-  маршевая лестница, легкая и воздушная,
          геля  разрешена  11/I.74» .  В  этих  квар-  тивы. В этом он схож с  другим выдаю-  скомпонованная таким образом, что по-
                              41
                                                                                  сетитель поднимается наверх, поворачи-
                                                                                  вая  налево,  будто  пребывает  в  роскош-
                                                                                  ном венецианском дворце.
                                                                                    Естественный  свет  проникает  через
                                                                                  окна:  арочные  (в  уровне  первого  эта-
                                                                                  жа)  и  ренессансные  двойные  (в  уровне
                                                                                  бельэтажа).  Наличники  верхних  окон
                                                                                  оформлены  лепными  рельефными  фи-
                                                                                  гурами   юношей,   поддерживающими
                                                                                  карниз  наличника  окна.  Потолок  над
                                                                                  верхней  площадкой  парадной  лестни-
                                                                                  цы, несмотря на обилие лепных деталей
                                                                                  растительного характера, заполняющего
                                                                                  кессоны, не смотрится тяжеловесным.
                                                                                    Решетка  лестницы  выполнена  в  тех-
                                                                                  нике  гальванопластики,  на  тот  момент
                                                                                  только  изобретенной  герцогом  Макси-
                                                                                  мильяном  Лейхтенбергским  совместно
                                                                                  с  ученым  Борисом  Семеновичем  (Мо-
                                                                                  рицем  Германом)  Якоби.  В  1844  г.  под
                                                                                  Петербургом  открылось  «Гальванопла-
                                                                                  стическое,  литейное  и  художественной
                                                                                  бронзы  механическое  заведение»,  кото-
                                                                                  рое  специализировалось  на  изготовле-
                                                                                  нии барельефов и статуй. Боссе исполь-
                                                                                  зовал  последнее  достижение  науки  для
                                                                                  создания облегченных ажурных сдвоен-
                                                                                  ных стоек ограждения лестницы.
                                                                                    Примечательны  огромных  размеров
                                                                                  каменные плиты для покрытия лестнич-
                                                                                  ных промежуточных площадок: цельные,
                                                                                  прямоугольные,  лещадные.  Кажущийся
                                                                                  тяжеловесным  материал  ступеней,  кон-
                                                                                  сольно  заведенных  в  стены,  визуально
                                                                                  облегчен  металлическим  косоуром  и
                                                                                  легкими кронштейнами, обрамляющими
                                   Вестибюль. 1974 г. Фотограф А. Григорьев. КГИОП П. 588
          10
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17