Page 25 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 25

Октябрьская наб., 32–34, б. особняк Г.И. Веге. НПО «Пигмент».
           Кабинет генерального директора. Архив КГИОП. П. 299. 129464/3. 10.2.84.                      НА СЛЕДИЕ
           Фото до утраты потолка зала с пионами

                                                  Стены  помещений  лестницы  имели   Интерьер  парадной  лестницы  был
                                               богатую  отделку:  филенчатые  зеркала,   богато  расписан:  фигуративные  фрески,
                                               профилированные  наличники  дверей,   гротески,  орнаменты  украшали  стены,
                                               раскрепованные сандрики с ракушками и   поверхности маршей, потолки. Цветовое
                                               лепными венками над дверными проема-  решение  лестницы  отсылает  к  райско-
                                               ми, лепные путти с ракушками, обрамля-  му  саду,  венецианским  галереям;  благо-
                                               ющие зеркала, настенные лепные панно,   даря  витражам  с  фигурами  ренессанса,
                                               потолочные  розетки  и  лепные  цветки,   из  которых  распространялся  зеленый
                                               профилированная  отделка  косоуров  с   и  желтый  свет,  лестница  оживала.  При
                                               лепными листьями и ягодами, филенча-  реставрации  в  1980-х  годах  полностью
                                               тыми пилястрами с кариатидами, поясом   видоизменили и цветовую схему лестни-
                                               цехинов,  цветочными  гирляндами  и  ро-  цы, и подход к росписям этого интерьера.
                                               кайлем, с капителями из листьев аканта   Советские  реставраторы  приняли  реше-
                                               и цветочных розеток.                 ние о консервации живописи и ее полной

           в процессе производства работ по рестав-
           рации  особняка,  выявлено,  что  объект
           имеет  сложную  строительную  историю,
           которая, к сожалению, не зафиксирована
           документально.
             По  фрагментам  фотографий  1930-х  и
           1980-х годов сделаны выводы о том, что
           архитектурно-художественный   облик
           здания  сильно  видоизменился.  При  по-
           стройке  особняка  заказчиком  была  по-
           ставлена задача создать богато украшен-
           ный декором дом с оранжереей. Фасады
           были  решены  в  стиле  неоклассицизма  с
           элементами  неоренессанса.  На  фотогра-
           фии 1930-х виден облик здания до утрат
           практически всего декора. Утрата отдел-
           ки привела к общепринятому мифу о том,
           что Веге построил богато украшенный в
           интерьерах  особняк  и  намеренно  сделал
           фасад  более  простым,  чтобы  он  не  при-
           влекал внимания. Однако в процессе ис-
           следований данный миф опровергается.
             Здание  обладало  цельностью  компо-
           зиции, внутри и снаружи имело единый
           подход  к  стилю:  изобилие,  богатство,
           разнообразие форм и материалов. О раз-
           нообразии  приемов  также  свидетель-
           ствуют  интерьеры.  В  результате  иссле-
           дований  найдено  большое  количество
           иногда  даже  экзотических  материалов:
           так, поручень главной лестницы выпол-
           нен из грецкого ореха, на стенах имелась
           не только позолота, но и посеребрение.
             Лестница  находится  по  центральной
           оси  особняка.  К  моменту  обследования
           здания  в  2018  году  стало  очевидно,  что
           парадная лестница сохранила не только
           цельность лепного декора, но и обладает
           наибольшей  сохранностью  с  точки  зре-
           ния материала и отделочных слоев. Од-
           нако данный вывод относится ко второ-
           му и третьему этажу, так как первый этаж
           имеет повсеместные дефекты намокания
           и утрат. Можно утверждать, что в уровне
           первого  этажа  произошли  наибольшие
           утраты интерьеров, подтопления. Состо-
           яние  конструкций  самой  важной  части
           здания также оставляет желать лучшего.
                                               Витраж из заложенного окна. Блок B. После реставрации.
                                               1984 год. Фото из личного архива Daugis Bumbulis
                                                                                                                  23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30