Page 93 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 93

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО


           ется  собственная  научно-методическая,   торской задачей построения вертикально   онального  уровней,  фактически  в  этом
           исследовательская  и  организационно-  интегрированной  системы  нормативно-  статусе  уже  не  обсуждаемых  публично,
           правовая база в проектном и строитель-  методического и проектного обеспечения   а  принимаемых  административно  и  не
           ном секторах.                       пространственной организации экологи-  всегда  обеспечивающих  экологически,
             Если вопросы организации капиталь-  чески безопасной, социально и экономи-  социально и экономически эффективное
           ного строительства объектов различного   чески устойчивой градостроительной де-  комплексное пространственное развитие
           назначения, контроля качества и сроков,   ятельности  на  всей  территории  страны.   данных муниципальных образований на
           экспертизы  и  формирования  норматив-  Эта  задача  связана  с  устранением  субъ-  текущий,  среднесрочный  и  долгосроч-
           ной  технологической  базы,  используя   ективных  разрывов  и  организационных   ный периоды.
           накопленный  практический  опыт,  хо-  пропусков  в  административном  регули-  Поскольку  нормативной  базы  тер-
           рошо   регулируются   постановлением   ровании  комплексных  процессов  градо-  риториального   планирования   обще-
           Правительства  Российской  Федерации   строительных  преобразований  окружа-  федерального  и  регионального  уров-
           от  16.02.2008  №  87  (ред.  от  15.09.2023)   ющей среды, имеющих всегда локальный   ней,  которая  могла  бы  быть  применена
           «О  составе  разделов  проектной  доку-  характер текущей трансформации, опре-  при  подготовке  планировочных  схем
           ментации  и  требованиях  к  их  содер-  деляющих  региональный  и  даже  конти-  субъектов  Российской  Федерации,  му-
           жанию»,  иными  распорядительными   нентальный  вид  последствий  в  средне-  ниципальных  районов,  иных  крупных
           актами  Минстроя  и  других  уполномо-  срочной и долгосрочной перспективе.   административных  образований,  вклю-
           ченных в своих областях министерств и   В  этом  заключается  особенность  ре-  чающих  земельные  ресурсы  разных  ка-
           ведомств федерального и регионального   гулирования  пространственной  органи-  тегорий, не существует и разработка ко-
           уровней,  то  вопросы  территориального   зации  градостроительной  деятельности.   торой  должна  быть  жестко  обусловлена
           планирования,  ландшафтной  органи-  Предвидение и оценка последствий сре-  природно-климатическими и физико-ге-
           зации  и  экологической  безопасности   довых  трансформаций  в  экологической,   ографическими условиями, а также обе-
           административно-территориальных  об-  экономической  и  социальной  областях   спечивать  параметрические  отношения
           разований  в  нормативно-методическом   оказывается  существенной  частью  каж-  комбинаторики и величины территорий
           поле  решаются  выборочно.  В  стране  не   дого  отраслевого  документа  социально-  различного назначения, отвечающие тре-
           сформирована единая нормативно-мето-  экономического  и  градостроительного   бованиям  формирования  комплексных
           дическая база устойчивого и безопасного   развития  как  на  федеральном  и  регио-  документов  территориального  планиро-
           пространственного развития и организа-  нальном, так и на муниципальном и даже   вания, и отвечать задачам устойчивого и
           ции среды жизнедеятельности. Причина   объектном  уровнях  планирования.  По-  сбалансированного развития этих объек-
           такого  разрыва,  очевидно,  заключается   нятно,  что  разновременность  и  степень   тов градостроительной деятельности, то
           в  том,  что  пространственная  организа-  наполнения  Федеральной  геоинформа-  потребность создания единой норматив-
           ция  народно-хозяйственного  комплекса   ционной  системы  и  ее  региональных  и   ной  базы  планировочной  организации
           страны принципиально разделена между   муниципальных частей почти всегда име-  территории  страны,  учитывающей  осо-
           Минэкономразвития,  Минстроем,  Мин-  ет субъективный характер, от которого в   бенности распределения и характеристи-
           культом и Минприродой. Каждое из ве-  каждый  момент  зависит  эффективность   ки всех типов государственных объектов,
           домств, включая Минтранс и Минэнерго,   и  объективность  принимаемых  плани-  их природо- и социально-экономический
           формирует свои собственные программы   ровочных  и  объемно-пространственных   преобразующий потенциал, чрезвычайно
           развития,  долгосрочные,  среднесрочные   решений,  определяется  их  роль  на  каж-  высока.
           и  текущие  планы,  нормативные  требо-  дом  уровне  в  текущей  и  перспективной   Такая  нормативная  база  простран-
           вания к составу и условиям размещения,   пространственной  организации  отдель-  ственной  организации  России  должна
           техническим параметрам объектов капи-  ных  административно-территориальных   быть построена на основе структуры до-
           тального  строительства.  При  этом  еди-  образований и Российской Федерации в   кументов  градостроительной  проектной
           ный  комплексный  анализ  природных,   целом.                            деятельности  и  отражать  нормативные
           социальных  и  экономических  ресурсов   В  этих  условиях  отраслевое  расчле-  требования параметризации показателей
           и  задач  пространственного  развития  в   нение  градостроительной  деятельности,   используемых  в  каждом  документе  све-
           границах планируемой территории фак-  определяющей  параметры  и  назначения   дений,  их  взаимодействие  между  собой
           тически  не  проводится.  Он  заменяется   элементов  пространственной  организа-  и  возможность  последовательной  инте-
           согласительными  процедурами  межве-  ции  страны,  между  различными  секто-  грации  в  укрупненные  данные  о  плани-
           домственного характера.             рами публичной власти и связанными с   руемых  преобразованиях  при  переходе
             Отсутствие целостного комплексного   ними учреждениями имеет явно недоста-  с объектного уровня проектирования на
           государственного  видения  долгосроч-  точно  продуманный  характер.  По  суще-  локальный, с локального на муниципаль-
           ных  последствий  разновременной  реа-  ству  сохраняется  стихийность  частично   ный, с муниципального на региональный
           лизации отраслевых планов и программ   регулируемого процесса хозяйственного   (субъектный), с регионального на феде-
           на  муниципальных,  региональных  и  на-  и  градостроительного  процессов  преоб-  ральный,  в  систему,  предполагающую
           циональном  уровнях  создает  ненужные   разования  территорий  и  использования   возврат в градостроительной деятельно-
           риски  устойчивого  социально-экономи-  природных  ресурсов,  нормативно  за-  сти к подготовке программно-проектных
           ческого и градостроительного развития в   фиксированных  в  Градостроительном   документов рационального, устойчивого
           пространстве каждого административно-  кодексе как предложения заинтересован-  и  сбалансированного  природопользова-
           территориального образования. Очевид-  ных физических и юридических лиц для   ния, ландшафтного планирования, соци-
           но, что возрождение в новой инкарнации   подготовки муниципальных документов   ально-экономической  пространственной
           органа  государственного  планирования   территориального  планирования,  рас-  организации и развития на всех уровнях
           пространственного развития страны ста-  сматриваемых совместно с нормативны-  административно-территориального
           новится  все  более  актуальной  реформа-  ми  документами  федерального  и  реги-  устройства Российской Федерации.


                                                                                                                  91
   88   89   90   91   92   93   94   95   96