Page 93 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 93
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
ется собственная научно-методическая, торской задачей построения вертикально онального уровней, фактически в этом
исследовательская и организационно- интегрированной системы нормативно- статусе уже не обсуждаемых публично,
правовая база в проектном и строитель- методического и проектного обеспечения а принимаемых административно и не
ном секторах. пространственной организации экологи- всегда обеспечивающих экологически,
Если вопросы организации капиталь- чески безопасной, социально и экономи- социально и экономически эффективное
ного строительства объектов различного чески устойчивой градостроительной де- комплексное пространственное развитие
назначения, контроля качества и сроков, ятельности на всей территории страны. данных муниципальных образований на
экспертизы и формирования норматив- Эта задача связана с устранением субъ- текущий, среднесрочный и долгосроч-
ной технологической базы, используя ективных разрывов и организационных ный периоды.
накопленный практический опыт, хо- пропусков в административном регули- Поскольку нормативной базы тер-
рошо регулируются постановлением ровании комплексных процессов градо- риториального планирования обще-
Правительства Российской Федерации строительных преобразований окружа- федерального и регионального уров-
от 16.02.2008 № 87 (ред. от 15.09.2023) ющей среды, имеющих всегда локальный ней, которая могла бы быть применена
«О составе разделов проектной доку- характер текущей трансформации, опре- при подготовке планировочных схем
ментации и требованиях к их содер- деляющих региональный и даже конти- субъектов Российской Федерации, му-
жанию», иными распорядительными нентальный вид последствий в средне- ниципальных районов, иных крупных
актами Минстроя и других уполномо- срочной и долгосрочной перспективе. административных образований, вклю-
ченных в своих областях министерств и В этом заключается особенность ре- чающих земельные ресурсы разных ка-
ведомств федерального и регионального гулирования пространственной органи- тегорий, не существует и разработка ко-
уровней, то вопросы территориального зации градостроительной деятельности. торой должна быть жестко обусловлена
планирования, ландшафтной органи- Предвидение и оценка последствий сре- природно-климатическими и физико-ге-
зации и экологической безопасности довых трансформаций в экологической, ографическими условиями, а также обе-
административно-территориальных об- экономической и социальной областях спечивать параметрические отношения
разований в нормативно-методическом оказывается существенной частью каж- комбинаторики и величины территорий
поле решаются выборочно. В стране не дого отраслевого документа социально- различного назначения, отвечающие тре-
сформирована единая нормативно-мето- экономического и градостроительного бованиям формирования комплексных
дическая база устойчивого и безопасного развития как на федеральном и регио- документов территориального планиро-
пространственного развития и организа- нальном, так и на муниципальном и даже вания, и отвечать задачам устойчивого и
ции среды жизнедеятельности. Причина объектном уровнях планирования. По- сбалансированного развития этих объек-
такого разрыва, очевидно, заключается нятно, что разновременность и степень тов градостроительной деятельности, то
в том, что пространственная организа- наполнения Федеральной геоинформа- потребность создания единой норматив-
ция народно-хозяйственного комплекса ционной системы и ее региональных и ной базы планировочной организации
страны принципиально разделена между муниципальных частей почти всегда име- территории страны, учитывающей осо-
Минэкономразвития, Минстроем, Мин- ет субъективный характер, от которого в бенности распределения и характеристи-
культом и Минприродой. Каждое из ве- каждый момент зависит эффективность ки всех типов государственных объектов,
домств, включая Минтранс и Минэнерго, и объективность принимаемых плани- их природо- и социально-экономический
формирует свои собственные программы ровочных и объемно-пространственных преобразующий потенциал, чрезвычайно
развития, долгосрочные, среднесрочные решений, определяется их роль на каж- высока.
и текущие планы, нормативные требо- дом уровне в текущей и перспективной Такая нормативная база простран-
вания к составу и условиям размещения, пространственной организации отдель- ственной организации России должна
техническим параметрам объектов капи- ных административно-территориальных быть построена на основе структуры до-
тального строительства. При этом еди- образований и Российской Федерации в кументов градостроительной проектной
ный комплексный анализ природных, целом. деятельности и отражать нормативные
социальных и экономических ресурсов В этих условиях отраслевое расчле- требования параметризации показателей
и задач пространственного развития в нение градостроительной деятельности, используемых в каждом документе све-
границах планируемой территории фак- определяющей параметры и назначения дений, их взаимодействие между собой
тически не проводится. Он заменяется элементов пространственной организа- и возможность последовательной инте-
согласительными процедурами межве- ции страны, между различными секто- грации в укрупненные данные о плани-
домственного характера. рами публичной власти и связанными с руемых преобразованиях при переходе
Отсутствие целостного комплексного ними учреждениями имеет явно недоста- с объектного уровня проектирования на
государственного видения долгосроч- точно продуманный характер. По суще- локальный, с локального на муниципаль-
ных последствий разновременной реа- ству сохраняется стихийность частично ный, с муниципального на региональный
лизации отраслевых планов и программ регулируемого процесса хозяйственного (субъектный), с регионального на феде-
на муниципальных, региональных и на- и градостроительного процессов преоб- ральный, в систему, предполагающую
циональном уровнях создает ненужные разования территорий и использования возврат в градостроительной деятельно-
риски устойчивого социально-экономи- природных ресурсов, нормативно за- сти к подготовке программно-проектных
ческого и градостроительного развития в фиксированных в Градостроительном документов рационального, устойчивого
пространстве каждого административно- кодексе как предложения заинтересован- и сбалансированного природопользова-
территориального образования. Очевид- ных физических и юридических лиц для ния, ландшафтного планирования, соци-
но, что возрождение в новой инкарнации подготовки муниципальных документов ально-экономической пространственной
органа государственного планирования территориального планирования, рас- организации и развития на всех уровнях
пространственного развития страны ста- сматриваемых совместно с нормативны- административно-территориального
новится все более актуальной реформа- ми документами федерального и реги- устройства Российской Федерации.
91