Page 56 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 56
Фрагмент статьи А.Н. Петрова
НА СЛЕДИЕ и Н.Н. Белехова «И.Е. Старов.
К 200-летию со дня рождения». 1950 г.
Ленинградском инженерно-строитель-
ном институте. Проектную мастерскую
возглавил К.Д. Халтурин, работавший
еще в довоенных мастерских ЛенИзо, а
во время войны руководивший аварий-
но-восстановительными мастерскими
ГИОП. В послевоенном Ленинграде каж-
дый памятник восстановлен при участии
специалистов СНРПМ.
В 1946 году Указом Президиума Вер-
ховного Совета СССР от 6 июня 1945
года Николай Николаевич Белехов был
награжден медалью «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941–
1945 гг.».
В первые послевоенные годы при по-
стоянной поддержке Белехова рестав-
рационно-восстановительные работы на
памятниках велись широким фронтом.
Благодаря настойчивости Белехова было
начато комплексное восстановление ан-
самблей Павловска и Пушкина, Гатчины
и других исторических мест в окрест-
ностях Ленинграда. Из них первым был
восстановлен Большой Павловский дво-
рец, во многом благодаря его ангелу-хра-
нителю директору музея Анне Зелено-
вой. Белехову потребовалось приложить
невероятные усилия для восстановления
Большого Петергофского дворца, над ко-
торым нависла угроза приспособления
под дом отдыха без восстановления исто-
рического убранства. Несколько вариан-
тов таких проектов Белехов отклонил.
Только после принятия Советом Мини-
стров СССР в 1948 году специального
постановления о восстановлении Боль-
шого Петергофского дворца с фасадами
и несколькими парадными интерьерами
началось его подлинное возрождение.
Белехов добился выделения лимитов.
Начавшееся в 1951 году финансирование
сдвинуло дело с мертвой точки. Проект
восстановления дворца был поручен ар-
и разный подход к реставрационным ра- ставрационные производственные ма- хитектору В.М. Савкову, который при-
ботам. В городе, как правило, восстанав- стерские – СНРПМ (впоследствии гласил к себе в помощники архитектора
ливались разрушенные части здания, а объединение «Реставратор»). Инициа- Е.В. Казанскую, работавшую с ним до
по сохранившемуся декору проводи- тива их создания принадлежала началь- вой ны. С этого времени началось подлин-
лась реставрация. В пригородах пред- нику ГИОП Ленинграда Н.Н. Белехову, ное возрождение знаменитого ансамбля.
стояло восстановить руинированные архитектору К.Д. Халтурину и художни- В Инспекции по охране памятников
дворцы: сначала стены, перекрытия и ку-реставратору Н.В. Перцеву, начавшим под руководством Николая Николаеви-
крыши и только после этого декоратив- подготовку вопроса еще в начале 1944 ча сложился уникальный коллектив, в
ное убранство. года и тогда же разработавшим структуру котором работали сотрудники, трудив-
1 июня 1945 года решением Ленгор- и Положение об архитектурно-реставра- шиеся здесь до войны и в суровые годы
исполкома в соответствии с постанов- ционных мастерских при Инспекции по блокады, и совсем молодые специалисты.
лением Государственного комитета охране памятников Ленинграда. Активно Е.А. Борисова вспоминала, что работа в
обороны СССР «О первоочередных содействовал им в этом главный архитек- инспекции для молодых сотрудников
мероприятиях по восстановлению про- тор города Н.В. Баранов. Созданные ма- стала «школой, сопоставимой по своему
мышленности и городского хозяйства стерские возглавил крупнейший знаток значению с академической», заложившей
Ленинграда» была создана Ленинград- отделочных работ Л.М. Анолик, который фундамент профессионализма на всю по-
ская архитектурно-реставрационная сумел собрать лучших мастеров старшего следующую жизнь. Немногочисленные
мастерская (ЛАРМ), позже преобра- поколения и мастеров, окончивших еще в исследователи русской архитектуры в
зованная в Специальные научно-ре- довоенные годы специальную школу при конце 1940-х – 1950-х годах выполнили
54