Page 9 - Зодчий 3 (92) 2024
P. 9
ЛАНДША Ф Т
Докладчик сравнил два основных под- менее, просто нужно найти тонкую
хода к благоустройству, которые в мире грань между разными стилистически-
«всегда соревнуются». ми методами, – добавил представитель
– Есть метод стилистического проек- КГИОП. – В Петербурге этот баланс
тирования, когда архитектор перенимает есть, тем не менее борьба между креа-
приемы имеющегося благоустройства. тивными архитекторами и консерва-
И есть метод, когда зодчий, наоборот, под- тивным научным сообществом идет
черкивает, что это современный проект и постоянно. В процессе проектирования
стремится выделить новые архитектур- нужно думать об историческом окру-
ные элементы в исторической среде. Это жении, тут масштабы не важны. Целый
делается для того, чтобы не вводить в за- комплекс, одно здание или элемент
блуждение жителей и туристов: где исто- благоустройства – все имеет значение.
рия, а где нет, – отметил А.В. Михайлов. Мы обязаны сохранять культурное на-
Например, в ряде садов и парков Север- следие!
ной столицы появляются игровые зоны В рамках сессии также прозвучали вы-
для ребят. В Михайловском саду есть ступления директора Ассоциации парков
комплекс детских площадок, сделанных России Д.С. Цуканова (Москва), акаде-
с сохранением исторической стилисти- мика Российской академии художеств
ки. Проходя мимо, их можно не заметить, В.В. Семеновой (Санкт-Петербург),
ведь задача таких объектов – максималь- первого замминистра благоустройства
но вписаться в среду. А вот в Таврическом Московской области Е.Л. Афанасенкова,
саду установили детские площадки с под- врио заместителя председателя Комите-
черкнуто новыми элементами. та по градостроительству и архитектуре
– Это не означает, что какой-то под- Санкт-Петербурга Е.В. Крамсковой, экс- От китча к биотопам
ход более правильный, а какой-то – пертов из Катара и Ирана. Сессия «Комфортная городская сре-
да» началась с необычной темы. Так, за-
ведующая лабораторией ландшафтной
архитектуры и этноботанических ис-
следований Никитского ботанического
сада, заместитель председателя и уче-
ный секретарь Совета ботанических
садов России Е.В. Голосова (Москва и
Крым) представила доклад «Китч в со-
временном ландшафте селитебных тер-
риторий».
– Тему китча предпочитают не за-
трагивать, а ведь он влияет не только на
внешний вид пространства, но и на куль-
туру человека. Благоустройство – неотъ-
емлемая часть городского ландшафта, а
ландшафтное искусство обладает и вос-
питательными функциями. Важно, кого
мы все-таки растим: банального потреби-
теля или ценителя прекрасного, – сказа-
ла эксперт.
Е.В. Голосова выделила несколько
разновидностей китча: люмпенский,
псевдороскошный, дизайнерский, науч-
ный – и остановилась на каждом из них,
выделяя особенности. Главная идея: у
себя дома или на участке человек волен
выбирать любое направление, но «когда
этот прием выходит за личные рамки,
люди должны чувствовать ответствен-
ность за то пространство, в которое они
внедряют эти элементы». В качестве при-
мера провокационного китча она назва-
ла московский парк «Зарядье», который
приняли не все жители. А максимально
удачным эксперт считает частный парк
«Краснодар» (парк Галицкого), который
невероятно популярен у местных жите-
лей и туристов.
7