Page 49 - Зодчий 2 (87) 2023
P. 49
благоустройство
Биржевой сквер. 1930-е гг.
мирования садов и парков Петербурга,
а также в исследовании творчества са-
дового мастера Р.Ф. Катцера принадле-
жит многолетнему сотруднику КГИОП
Н.Н. Весниной . 7
Однако до настоящего времени не
имеется обобщающей работы по органи-
зации общественных пространств в пер-
вые послереволюционные годы.
Процесс преобразования городских
пространств проходил в нескольких на-
правлениях: в создании новых садов
и скверов, преобразовании имеющихся нита, оставшиеся после разборки Сально- Нарвском (ныне Кировском) районе
зеленых образований и превращении го буяна на Матисовом острове. «Гранит- в 1924–1926 гг., был посвящен также
бывших императорских и дворянских ные ступенчатые надгробия поднялись Жертвам – 9 Января, памяти погибших
усадеб в парки культуры и отдыха. из земли Марсова поля как крепостные путиловцев. Закладка сада состоялась
Все вопросы озеленения города вхо- бастионы, охраняющие вечный покой одновременно с закладкой сада на Мар-
дили в компетенцию садово-парковой павших. Их массивы четко очерчивают совом поле, 1 мая 1920 г. в день Перво-
секции Археологического отдела, явля- квадратную площадку, где лежат плиты с го всероссийского субботника. Автором
ющегося частью Отдела по делам музеев именами погребенных. …Прекрасно вы- проекта сада был Р.Ф. Катцер. Проект
и охране памятников искусства и стари- разивший трагический пафос революции, установки демонтированной ограды сада
ны. В 1922 г. вопросами зеленого стро- памятник не оказался чуждым его клас- Зимнего дворца исполнил Л.А. Ильин .
11
ительства стало заниматься Отделение сическому ансамблю: простота и ясность Высокохудожественная ограда сада
садов и парков Губернского отдела ком- композиции, монументальные формы, Зимнего дворца, выполненная по про-
мунального хозяйства (Петрогуботком- материал – все вписывается в петербург- екту архитектора Р.Ф. Мельцера, была
хоза). Ведущая роль в этих учреждениях скую традицию» . На плитах написаны удостоена Гран-при на Международной
9
принадлежала опытному садовому ма- эпитафии первым наркомом просвеще- выставке в Париже. Во время револю-
стеру Р.Ф. Катцеру . 8 ния А.В. Луначарским. ционных волнений из оград были выло-
В начале 1920-х гг. ряд архитекторов После создания памятника решили маны императорские орлы, а сама ограда
приняли участие в разработке нового ге- разбить вокруг него партерный сквер. по инициативе А.Н. Бенуа демонтирова-
нерального плана развития города, веду- К обсуждению планов реконструкции на и переправлена на склад. Именно эту
щее значение в их проектах отводилось Марсова поля известный градостроитель ограду решили установить у нового сада,
озеленению центральных и новых райо- И.А. Фомин привлек художников и исто- акцентировав еще раз революционную
нов, бывших рабочих окраин. риков искусства: А.Н. Бенуа, А.П. Остро- направленность создаваемого зеленого
Первым произведением монументаль- умову-Лебедеву, М.В. Добужинского. пространства. Сад устроили в пейзаж-
ного искусства, решенным в характере В результате был реализован проект ном стиле, предусмотрев изменение ис-
революционного романтизма, стал па- И.А. Фомина, превратившего площадь пользования: разместив площадки для
мятник Жертвам революции на Марсо- в партерный сад с низкой стриженой рас- отдыха и занятий спортом, а также ряд
вом поле, представлявшем собой пыль- тительностью. «Главные аллеи проложи- павильонов. Решением Президиума Мо-
ный плац. По инициативе А.Н. Бенуа ли от пересечения Садовой улицы с Мой- сковско-Нарвского райсовета от 6 июня
и И.А. Фомина на Марсовом поле были кой к центру, к памятнику, вокруг которого 1929 г. сад передали клубу завода «Крас-
погребены погибшие в ходе Февральской была спланирована просторная площад- ный путиловец» для проведения обще-
революции. Автором памятника Жертвам ка. Кустарники располагались свободно, ственно-полезной и культурно-массовой
революции стал архитектор Л.В. Руднев, внося живописную ноту в классически работы .
12
который использовал блоки красного гра- строгую организацию площади» . Начало Создание этих мемориальных садов,
10
работ по озеленению провели 1 мая 1920 г. посвященных погибшим во время рево-
7 Веснина Н.Н. Садовый мастер Р.Ф. Катцер // Памятники
истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 4. Санкт- на субботнике по благоустройству. Рабо- люционных свершений, послужило акцен-
Петербург : Белое и черное, 1997. С. 213–232; Городские ты по преобразованию Марсова поля про- тированию продолжения дела преобразо-
сады и парки Санкт-Петербурга XIX – первой трети XX должались и позднее под руководством вания государства на благо трудящихся
веков. Функционально-типологическая характеристика // садового мастера Р.Ф. Катцера. и отдания памяти принесенных жертв.
Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 7. Неслучайно второй сад, создан- Совершенно на других основаниях
Санкт-Петербург : Белое и черное, 2004. С. 100–122. ный в бывшем рабочем Московско- была проведена планировка площади у
8 Веснина Н.Н, Городские сады и парки Санкт-Петербурга Смольного института, ставшего после
XIX – первой трети XX веков. Функционально-типологи- 9 Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной
ческая характеристика // Памятники истории и культуры истории города : в 2 т. Санкт-Петербург : Коло, 2009. Т. 2: От 11 Веснина Н.Н. Сад в память Жертв расстрела 1905 года.
Санкт-Петербурга. Вып. 7. Санкт-Петербург : Белое и чер- классики к современности. С. 346–347. Историческая справка. КГИОП. П. 575. № Н-4186. С. 10.
ное, 2004. С. 118–119. 10 Там же. 12 Там же. С. 11.
47