Page 49 - Зодчий 2 (87) 2023
P. 49

благоустройство
                                               Биржевой сквер. 1930-е гг.










           мирования  садов  и  парков  Петербурга, 
           а  также  в  исследовании  творчества  са-
           дового  мастера  Р.Ф.  Катцера  принадле-
           жит  многолетнему  сотруднику  КГИОП 
           Н.Н. Весниной . 7
             Однако  до  настоящего  времени  не 
           имеется обобщающей работы по органи-
           зации общественных пространств в пер-
           вые послереволюционные годы.
             Процесс  преобразования  городских 
           пространств  проходил  в  нескольких  на-
           правлениях:  в  создании  новых  садов 
           и  скверов,  преобразовании  имеющихся   нита, оставшиеся после разборки Сально-  Нарвском  (ныне  Кировском)  районе 
           зеленых  образований  и  превращении   го буяна на Матисовом острове. «Гранит-  в  1924–1926  гг.,  был  посвящен  также 
           бывших  императорских  и  дворянских   ные  ступенчатые  надгробия  поднялись   Жертвам – 9 Января, памяти погибших 
           усадеб в парки культуры и отдыха.   из  земли  Марсова  поля  как  крепостные   путиловцев.  Закладка  сада  состоялась 
             Все  вопросы  озеленения  города  вхо-  бастионы,  охраняющие  вечный  покой   одновременно с закладкой сада на Мар-
           дили  в  компетенцию  садово-парковой   павших.  Их  массивы  четко  очерчивают   совом поле, 1 мая 1920 г. в день Перво-
           секции  Археологического  отдела,  явля-  квадратную площадку, где лежат плиты с   го всероссийского субботника. Автором 
           ющегося частью Отдела по делам музеев   именами  погребенных.  …Прекрасно  вы-  проекта  сада  был  Р.Ф.  Катцер.  Проект 
           и охране памятников искусства и стари-  разивший трагический пафос революции,   установки демонтированной ограды сада 
           ны.  В  1922  г.  вопросами  зеленого  стро-  памятник  не  оказался  чуждым  его  клас-  Зимнего дворца исполнил Л.А. Ильин . 
                                                                                                                    11
           ительства  стало  заниматься  Отделение   сическому ансамблю: простота и ясность   Высокохудожественная   ограда   сада 
           садов и парков Губернского отдела ком-  композиции,  монументальные  формы,   Зимнего  дворца,  выполненная  по  про-
           мунального  хозяйства  (Петрогуботком-  материал – все вписывается в петербург-  екту  архитектора  Р.Ф.  Мельцера,  была 
           хоза). Ведущая роль в этих учреждениях   скую  традицию» .  На  плитах  написаны   удостоена  Гран-при  на  Международной 
                                                             9
           принадлежала  опытному  садовому  ма-  эпитафии  первым  наркомом  просвеще-  выставке  в  Париже.  Во  время  револю-
           стеру Р.Ф. Катцеру . 8              ния А.В. Луначарским.                ционных волнений из оград были выло-
             В начале 1920-х гг. ряд архитекторов   После  создания  памятника  решили   маны императорские орлы, а сама ограда 
           приняли участие в разработке нового ге-  разбить  вокруг  него  партерный  сквер.   по инициативе А.Н. Бенуа демонтирова-
           нерального плана развития города, веду-  К  обсуждению  планов  реконструкции   на и переправлена на склад. Именно эту 
           щее значение в их проектах  отводилось   Марсова поля известный градостроитель   ограду решили установить у нового сада, 
           озеленению центральных и новых райо-  И.А. Фомин привлек художников и исто-  акцентировав  еще  раз  революционную 
           нов, бывших рабочих окраин.         риков искусства: А.Н. Бенуа, А.П. Остро-  направленность  создаваемого  зеленого 
             Первым произведением монументаль-  умову-Лебедеву,  М.В.  Добужинского.   пространства.  Сад  устроили  в  пейзаж-
           ного  искусства,  решенным  в  характере   В  результате  был  реализован  проект   ном стиле, предусмотрев изменение ис-
           революционного  романтизма,  стал  па-  И.А.  Фомина,  превратившего  площадь   пользования:  разместив  площадки  для 
           мятник  Жертвам  революции  на  Марсо-  в партерный сад с низкой стриженой рас-  отдыха и занятий спортом, а также ряд 
           вом  поле,  представлявшем  собой  пыль-  тительностью. «Главные аллеи проложи-  павильонов. Решением Президиума Мо-
           ный  плац.  По  инициативе  А.Н.  Бенуа   ли от пересечения Садовой улицы с Мой-  сковско-Нарвского райсовета от 6 июня 
           и  И.А.  Фомина  на  Марсовом  поле  были   кой к центру, к памятнику, вокруг которого   1929 г. сад передали клубу завода «Крас-
           погребены погибшие в ходе Февральской   была  спланирована  просторная  площад-  ный  путиловец»  для  проведения  обще-
           революции. Автором памятника Жертвам   ка.  Кустарники  располагались  свободно,   ственно-полезной и культурно-массовой 
           революции стал архитектор Л.В. Руднев,   внося  живописную  ноту  в  классически   работы .
                                                                                          12
           который использовал блоки красного гра-  строгую организацию площади» . Начало   Создание  этих  мемориальных  садов, 
                                                                         10
                                               работ по озеленению провели 1 мая 1920 г.   посвященных  погибшим  во  время  рево-
           7  Веснина Н.Н. Садовый мастер Р.Ф. Катцер // Памятники
           истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 4. Санкт-  на субботнике по благоустройству. Рабо-  люционных свершений, послужило акцен-
           Петербург : Белое и черное, 1997. С. 213–232; Городские   ты по преобразованию Марсова поля про-  тированию продолжения дела преобразо-
           сады и парки Санкт-Петербурга XIX – первой трети XX   должались  и  позднее  под  руководством   вания  государства  на  благо  трудящихся 
           веков. Функционально-типологическая характеристика //   садового мастера Р.Ф. Катцера.  и отдания памяти принесенных жертв.
           Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 7.   Неслучайно  второй  сад,  создан-  Совершенно  на  других  основаниях 
           Санкт-Петербург : Белое и черное, 2004. С. 100–122.  ный  в  бывшем  рабочем  Московско-  была  проведена  планировка  площади  у 
           8  Веснина Н.Н, Городские сады и парки Санкт-Петербурга                  Смольного  института,  ставшего  после 
           XIX – первой трети XX веков. Функционально-типологи-  9  Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной
           ческая характеристика // Памятники истории и культуры   истории города : в 2 т. Санкт-Петербург : Коло, 2009. Т. 2: От   11  Веснина Н.Н. Сад в память Жертв расстрела 1905 года.
           Санкт-Петербурга. Вып. 7. Санкт-Петербург : Белое и чер-  классики к современности. С. 346–347.       Историческая справка. КГИОП. П. 575. № Н-4186. С. 10.
           ное, 2004. С. 118–119.              10  Там же.                          12  Там же. С. 11.

                                                                                                                  47
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54