Page 50 - Зодчий 2 (87) 2023
P. 50
Парк «Екатерингоф».
Современное фото
Октябрьской революции местом деятель- строившуюся на основе измельченных ответствии с частновладельческими вла-
ности партийного руководства. В 1923 г. форм, имитировавших пейзажный ха- дениями. После Октябрьской революции
Петросоветом был проведен конкурс на рактер, по его мнению, не соответству- и национализации земли стало возможно
благоустройство площади перед Смоль- ющую размеру сквера. Зодчий считал, осуществление проекта, выполненного
ным институтом. Победителями ста- что «малые сады требуют геометриче- указанными специалистами, которые
ли зодчие В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. ской разбивки, как наиболее ясно реша- использовали проектные предложения
По представленному проекту в 1923– ющей пространство» . Геометрическая И.А. Фомина и В.Г. Гельфрейха и рекон-
14
1924 гг. была распланирована полукруг- планировка, реализованная по проекту струировали Большой проспект. Авто-
лая площадь Пролетарской Диктатуры, Л.А. Ильина, отвечает монументально- ры иначе распределили транспортные
окруженная оградой со скамьями. У му зданию Биржи и служит связующим пути, организовав три русла движения:
въезда установили два портика в виде с Ростральными колоннами. Здесь ар- центральное – для транзитных потоков
торжественных пропилеев с надписями хитектор возродил фигурную стрижку и два боковых – для местных подъездов,
на фризах колоннад «Пролетарии всех деревьев. «Лапидарная рациональность разделенные двумя мощными полосами
стран, соединяйтесь!» и «Первый Совет сквера, выявив и подчеркнув значитель- бульваров для прогулок и отдыха. У до-
пролетарской диктатуры», подчеркива- ность каждой архитектурной детали, мов устроили пешеходную зону. За счет
ющие мемориальный характер сооруже- способствовала созданию нового эмо- выноса из центра и передвижки трамвай-
ний . В 1927 г., к 10-летию Советской ционального качества, так как закрепи- ных опор главная проезжая часть расши-
13
16
власти, перед входом в Смольный уста- ла и развила светлое, радостное миро- рялась почти вдвое . Главным акцентом
новили памятник В.И. Ленину работы ощущение, рождаемое архитектурным стало зеленое убранство проспекта, соче-
скульптора В.В. Козлова, ставший ком- ансамблем Стрелки» . Автором очень тающее старые деревья с гладкими газо-
15
позиционным центром планировочной своевременно отмечено мажорное вос- нами. Причем общая компоновка вклю-
структуры. Позднее, в 1932–1934 гг., ар- приятие нового сквера в совокупности с чала жесткую схему с повторяющимся
хитекторы В.А. Щуко и А.И. Гегелло при архитектурными памятниками, которое набором элементов: детских площадок,
участии Р.Ф. Катцера реализовали про- было присуще мастерам, работавшим прогулочных аллей и других. «Образо-
екты скверов-партеров. По обе стороны в первые послереволюционные годы. вывался строгий геометрический орна-
главной аллеи нового сквера и установи- Одним из образцовых преобразо- мент, выдержанный в едином простран-
ли бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса рабо- ваний городской ткани стало устрой- ственном модуле и ритме, он придавал
ты скульптора С.А. Евсеева, в очередной ство бульвара на Большом проспекте проспекту цельность и выразительность.
раз подчеркнув мемориальное значение Васильевского острова в 1926–1929 гг. Все это позволило – при общей четко-
нового зеленого образования. По степени озеленения Васильевский сти и организованности – достигнуть
Наряду с устройством новых садов остров занимал последнее место в го- удивительного пластического богатства
продолжались и работы по преобразова- роде. Именно поэтому архитекторы и живописности» .
17
нию уже имеющихся в городе. Л.А. Ильин и В.В. Данилов в соавторстве Организация бульвара на Большом
В 1924 г. Биржевой сквер пострадал с Р.Ф. Катцером разработали проект ре- проспекте явилась составной частью пла-
от наводнения, поэтому его решили ре- конструкции бульвара. Проспект был нировочного проектного предложения
конструировать. Проект нового скве- узким, тротуары располагались только Л.А. Ильина по преобразованию Василе-
ра разработал Л.А. Ильин при участии по его центру, остальное пространство островского района. Недостаток зеленых
Р.Ф. Катцера. Ильин отказался вос- занимали трамвайные пути, сады и па- насаждений в промышленном районе
становить историческую планировку, лисадники, насаженные хаотично, в со- диктовал устройство дополнительных
13 Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной 14 Бусырева Е.П. Лев Ильин. С. 106. 16 Там же. С. 129.
истории города. С .354–355. 15 Там же. С. 107. 17 Там же.
48