Page 105 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 105

НЕВСКИЙ РАЙОН











             Это  изменение  оконных  проемов
           бросается в глаза и сегодня. А еще в со-
           временном виде здания привлекает вни-
           мание  сочетание  неоштукатуренного
           кирпичного фасада и крупной рустовки,
           созданной также с помощью кирпича.
             Возраст  этого  здания  определить  до-
           статочно трудно. Как и у других корпу-
           сов  ИСЗ,  его  достоверное  изображение
           появляется на картах в 1821 г., но лишь
           с  1831  г.  изображается  усложненная
           в  плане  форма.  Пока  неясно,  для  чего
           служил этот цех завода в первой полови-  Перспектива Деминской улицы. 1934 г. ЦГАКФФД СПб. Гр. 67275
           не XIX в. Но известно, что к 1850 г. здесь
           запустили плавку цветной смальты. По-
           делюсь  своим  субъективным  наблюде-
           нием:  информация  о  сохранности  и  со-
           вершенной  безвестности  этого  здания
           вызывает особое удивление у исследова-
           телей истории декоративно-прикладного
           и монументального искусства России.
             С середины XIX в. история этого зда-
           ния связана с производством мозаик. По
           сути, это был масштабный проект по воз-
           рождению искусства мозаики в Россий-
           ской империи. Связано это было с жела-
           нием Монферрана заменить живописную
           отделку еще строившегося Исаакиевско-
           го собора на высокохудожественные мо-
           заики с повторением ранее придуманных
           и  частично  воплощенных  живописных
           сюжетов.  Причина  была  в  том,  что  жи-
           вопись  начинала  быстро  разрушаться
           в климатических условиях, сложивших-
           ся  внутри  собора.  А  мозаичные  карти-
           ны – практически вечные. Поэтому было
           решено вернуться к утраченной в России   Современная перспектива улицы Профессора Качалова
           технике мозаики.
             В  1840–1850-х  гг.  велась  разносто-  По  проекту  профессора  Скотти  на   цептуру приготовления многочисленных
           ронняя  работа  для  развития  мозаично-  Императорском  стеклянном  заводе  спе-  смальт,  упростили  технологию  изготов-
           го  дела:  в  Рим  на  обучение  направлены   циально переоборудовали здание под ша-  ления и обогатили палитру.
           художники,  в  Петербург  выписаны  ита-  тер смальт, то есть мастерскую по произ-  Таким  образом,  при  значительном
           льянские мастера братья Рафаэли и бра-  водству смальты. Техническое отделение   участии  ИСЗ  были  созданы  крупней-
           тья Бонафеде, велась работа по созданию   занималось химическими, плавильными   шие  произведения  русского  мозаично-
           производства  смальт.  Но  не  будем  вда-  и  разнообразными  технологическими   го  искусства  –  мозаики  Исаакиевского
           ваться  во  все  стадии  организации  этого   задачами.  Сперва  здесь  изготавливали   собора.  А  возрожденные  и  усовершен-
           процесса  и  административных  переста-  плавильную  печь,  горны  и  другое  обо-  ствованные  технологии  использовались
           новок.  Коротко  и  с  некоторым  упроще-  рудование,  необходимое  для  вытягива-  и  в  дальнейшем,  имели  влияние  на  со-
           нием можно сказать, что в эти годы было   ния,  разрезания  смальт  и  иных  этапов   ветскую  смальтовую  мозаику  и  на  про-
           создано Мозаичное заведение, состоящее   производства. Затем начались работы по   должение ее традиции в наши дни. Этот
           из двух отделений. Они соответствовали   усовершенствованию качеств изготавли-  этап возрождения мозаичного искусства
           этапам  изготовления  мозаики:  художе-  ваемых  смальт.  Считается,  что  русские   хорошо исследован с точки зрения исто-
           ственное  отделение,  за  которое  отвеча-  смальтовары  не  только  освоили  извест-  рии Академии художеств, до сих пор со-
           ла  Императорская  академия  художеств,   ные итальянцам технологии, но и внесли   хранившей  Мозаичное  отделение.  Но,
           и  техническое  –  его  развивали  на  базе   большой вклад в технику отечественного   увы, почти утрачена память о значимой
           Императорского стеклянного завода.  смальтоварения,  разработали  новую  ре-  роли  Стеклянного  завода  в  разработке


                                                                                                                 103
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110