Page 105 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 105
НЕВСКИЙ РАЙОН
Это изменение оконных проемов
бросается в глаза и сегодня. А еще в со-
временном виде здания привлекает вни-
мание сочетание неоштукатуренного
кирпичного фасада и крупной рустовки,
созданной также с помощью кирпича.
Возраст этого здания определить до-
статочно трудно. Как и у других корпу-
сов ИСЗ, его достоверное изображение
появляется на картах в 1821 г., но лишь
с 1831 г. изображается усложненная
в плане форма. Пока неясно, для чего
служил этот цех завода в первой полови- Перспектива Деминской улицы. 1934 г. ЦГАКФФД СПб. Гр. 67275
не XIX в. Но известно, что к 1850 г. здесь
запустили плавку цветной смальты. По-
делюсь своим субъективным наблюде-
нием: информация о сохранности и со-
вершенной безвестности этого здания
вызывает особое удивление у исследова-
телей истории декоративно-прикладного
и монументального искусства России.
С середины XIX в. история этого зда-
ния связана с производством мозаик. По
сути, это был масштабный проект по воз-
рождению искусства мозаики в Россий-
ской империи. Связано это было с жела-
нием Монферрана заменить живописную
отделку еще строившегося Исаакиевско-
го собора на высокохудожественные мо-
заики с повторением ранее придуманных
и частично воплощенных живописных
сюжетов. Причина была в том, что жи-
вопись начинала быстро разрушаться
в климатических условиях, сложивших-
ся внутри собора. А мозаичные карти-
ны – практически вечные. Поэтому было
решено вернуться к утраченной в России Современная перспектива улицы Профессора Качалова
технике мозаики.
В 1840–1850-х гг. велась разносто- По проекту профессора Скотти на цептуру приготовления многочисленных
ронняя работа для развития мозаично- Императорском стеклянном заводе спе- смальт, упростили технологию изготов-
го дела: в Рим на обучение направлены циально переоборудовали здание под ша- ления и обогатили палитру.
художники, в Петербург выписаны ита- тер смальт, то есть мастерскую по произ- Таким образом, при значительном
льянские мастера братья Рафаэли и бра- водству смальты. Техническое отделение участии ИСЗ были созданы крупней-
тья Бонафеде, велась работа по созданию занималось химическими, плавильными шие произведения русского мозаично-
производства смальт. Но не будем вда- и разнообразными технологическими го искусства – мозаики Исаакиевского
ваться во все стадии организации этого задачами. Сперва здесь изготавливали собора. А возрожденные и усовершен-
процесса и административных переста- плавильную печь, горны и другое обо- ствованные технологии использовались
новок. Коротко и с некоторым упроще- рудование, необходимое для вытягива- и в дальнейшем, имели влияние на со-
нием можно сказать, что в эти годы было ния, разрезания смальт и иных этапов ветскую смальтовую мозаику и на про-
создано Мозаичное заведение, состоящее производства. Затем начались работы по должение ее традиции в наши дни. Этот
из двух отделений. Они соответствовали усовершенствованию качеств изготавли- этап возрождения мозаичного искусства
этапам изготовления мозаики: художе- ваемых смальт. Считается, что русские хорошо исследован с точки зрения исто-
ственное отделение, за которое отвеча- смальтовары не только освоили извест- рии Академии художеств, до сих пор со-
ла Императорская академия художеств, ные итальянцам технологии, но и внесли хранившей Мозаичное отделение. Но,
и техническое – его развивали на базе большой вклад в технику отечественного увы, почти утрачена память о значимой
Императорского стеклянного завода. смальтоварения, разработали новую ре- роли Стеклянного завода в разработке
103