Page 110 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 110
НЕВСКИЙ РАЙОН
А.А. Юнгер, В.Д. Голли, П.Н. Жуковский. Технический проект Всесоюзного арктического института в Ленинграде. 1938 г.
Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1934–1939 гг.
льевском острове (улица Беринга, 38) Однако эта идея так и не нашла вопло- 10 мостов, столько же дамб, проложить
лишь в 1986 г. щения. большое количество труб, связываю-
После завершения Великой Отече- На перспективе микрорайона Щеми- щих отдельные отрезки этого гидро-
ственной войны мастерская № 5 «Лен- ловка, выполненной в мастерской № 3 технического сооружения.
проекта» (Е.А. Левинсон, И.И. Фомин АПУ Ленгорисполкома в июне 1940 г., На некоторых участках набережные
и Д.С. Гольдгор) вернулась к теме за- обращает на себя внимание еще один канала предполагалось использовать
стройки площади у Володарского мо- нереализованный объект – Южный в качестве транспортных магистралей,
ста. В новых вариантах планировки Обводный канал. Впервые речь о стро- что повлекло бы за собой устройство
1947 и 1949 гг. практически ничего не ительстве этого гидротехнического сложных перекрестков. Ориентировоч-
менялось по сравнению с довоенным сооружения длиной 17 км зашла еще ная стоимость строительства, включая
предложением, появились лишь скверы в 1935 г., и уже тогда это было призна- земляные работы и инженерные со-
по обе стороны моста, и выросла этаж- но нецелесообразным. Однако начиная оружения, составляла 35 млн рублей.
ность башен у въезда на Ивановскую с 1939 г. оно на 30 лет прочно заняло ме- Экспертное заключение, составленное
улицу. Целесообразность их возведе- сто во всех последующих генеральных в апреле 1968 г., гласит, что правильное
ния постоянно служила камнем прет- планах развития Ленинграда: «Через градостроительное решение Южно-
кновения на заседаниях Архитектурно- Щемиловку пройдет начальный участок го Обводного канала так и не найдено
го совета Ленинграда. Левинсону никак обводнительного канала из Невы в реч- и возможность его нахождения являет-
не удавалось убедить коллег в том, что ку Волковку, который далее направится ся сомнительной. В итоге от создания
эти башни – не напрасная трата денег через весь вновь осваиваемый юг города канала решено было отказаться – слиш-
и времени, а необходимый элемент пла- к речке Красненькой, а оттуда – в Фин- ком уж дорогим и нецелесообразным он
нировки площади, своеобразные вы- ский залив». Позднее в качестве обо- получался.
сотные доминанты. В итоге они так и не снования целесообразности сооружения
были реализованы. канала к необходимости обводнения Правый берег
Стоящие на площади у Володар- мелких рек стали добавлять повышение Первоначальный проект площади,
ского моста жилые дома возведены архитектурно-художественных качеств которая являлась композиционным,
в 1958–1961 гг. по проекту Е.А. Левин- застройки южной части города. общественно-торговым и транспорт-
сона и Д.С. Гольдгора. По архитектур- Трасса будущей водной артерии – ным центром вновь создаваемого рай-
ному облику они отличаются от зданий, нынешние бульвар Красных Зорь, она на правом берегу Невы и оформ-
сооруженных в довоенные годы, однако улица Турку и Бассейная улица – ста- лялась как парадный въезд в него, был
авторам удалось связать старую и но- рательно размечалась на всех картах, разработан коллективом архитекто-
вую застройку и достигнуть определен- прилагавшихся к генпланам, а архи- ров под руководством Д.С. Гольдгора
ной целостности. текторы проектировали застройку ее в конце 1950-х гг. Площадь предпола-
Для завершения ансамбля левобе- набережных вплоть до конца 1960-х гг. галось застраивать восьмиэтажными
режной площади напротив Невского Проектируемый канал должен был домами с магазинами, кафе и другими
райсовета предполагалось построить пересечь три железнодорожных на- обслуживающими учреждениями, раз-
здание общественного назначения (на правления, а также 15 магистралей мещенными в первых этажах. Харак-
месте нереализованного проекта Все- и улиц, большинство из которых име- терной особенностью являлось то, что
союзного арктического института), ли общегородское значение. На участ- впервые в Ленинграде композиционно
а также несколько точечных жилых ке от Невы до Балтийской линии же- сложный ансамбль формировался из
домов в некотором отдалении от него. лезной дороги требовалось построить крупнопанельных зданий.
108