Page 110 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 110

НЕВСКИЙ РАЙОН





























         А.А. Юнгер, В.Д. Голли, П.Н. Жуковский. Технический проект Всесоюзного арктического института в Ленинграде. 1938 г.
         Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1934–1939 гг.
          льевском  острове  (улица  Беринга,  38)   Однако эта идея так и не нашла вопло-  10 мостов, столько же дамб, проложить
          лишь в 1986 г.                      щения.                              большое  количество  труб,  связываю-
            После  завершения  Великой  Отече-  На перспективе микрорайона Щеми-  щих  отдельные  отрезки  этого  гидро-
          ственной войны мастерская № 5 «Лен-  ловка,  выполненной  в  мастерской  №  3   технического сооружения.
          проекта» (Е.А. Левинсон, И.И. Фомин   АПУ  Ленгорисполкома  в  июне  1940  г.,   На некоторых участках набережные
          и  Д.С.  Гольдгор)  вернулась  к  теме  за-  обращает  на  себя  внимание  еще  один   канала  предполагалось  использовать
          стройки  площади  у  Володарского  мо-  нереализованный  объект  –  Южный   в  качестве  транспортных  магистралей,
          ста.  В  новых  вариантах  планировки   Обводный канал. Впервые речь о  стро-  что  повлекло  бы  за  собой  устройство
          1947 и  1949 гг. практически ничего не   ительстве   этого   гидротехнического   сложных перекрестков. Ориентировоч-
          менялось  по  сравнению  с  довоенным   сооружения  длиной  17  км  зашла  еще   ная стоимость строительства, включая
          предложением, появились лишь скверы   в 1935 г., и уже тогда это было призна-  земляные  работы  и  инженерные  со-
          по обе стороны моста, и выросла этаж-  но  нецелесообразным.  Однако  начиная   оружения,  составляла  35  млн  рублей.
          ность  башен  у  въезда  на  Ивановскую   с 1939 г. оно на 30 лет прочно заняло ме-  Экспертное  заключение,  составленное
          улицу.  Целесообразность  их  возведе-  сто  во  всех  последующих  генеральных   в апреле 1968 г., гласит, что правильное
          ния  постоянно  служила  камнем  прет-  планах  развития  Ленинграда:  «Через   градостроительное  решение  Южно-
          кновения на заседаниях Архитектурно-  Щемиловку пройдет начальный участок   го Обводного канала так и не найдено
          го совета Ленинграда. Левинсону никак   обводнительного канала из Невы в реч-  и возможность его нахождения являет-
          не удавалось убедить коллег в том, что   ку Волковку, который далее направится   ся  сомнительной.  В  итоге  от  создания
          эти башни – не напрасная трата денег   через весь вновь осваиваемый юг города   канала решено было отказаться – слиш-
          и времени, а необходимый элемент пла-  к речке Красненькой, а оттуда – в Фин-  ком уж дорогим и нецелесообразным он
          нировки  площади,  своеобразные  вы-  ский  залив».  Позднее  в  качестве  обо-  получался.
          сотные доминанты. В итоге они так и не   снования целесообразности сооружения
          были реализованы.                   канала  к  необходимости  обводнения   Правый берег
            Стоящие  на  площади  у  Володар-  мелких рек стали добавлять повышение   Первоначальный  проект  площади,
          ского  моста  жилые  дома  возведены   архитектурно-художественных  качеств   которая  являлась  композиционным,
          в 1958–1961 гг. по проекту Е.А. Левин-  застройки южной части города.   общественно-торговым  и  транспорт-
          сона и  Д.С.  Гольдгора. По архитектур-  Трасса  будущей  водной  артерии  –   ным центром вновь создаваемого рай-
          ному облику они отличаются от зданий,   нынешние  бульвар  Красных  Зорь,   она  на  правом  берегу  Невы  и  оформ-
          сооруженных в довоенные годы, однако   улица Турку и Бассейная улица – ста-  лялась как парадный въезд в него, был
          авторам  удалось  связать  старую  и  но-  рательно  размечалась  на  всех  картах,   разработан  коллективом  архитекто-
          вую застройку и достигнуть определен-  прилагавшихся  к  генпланам,  а  архи-  ров  под  руководством  Д.С.  Гольдгора
          ной целостности.                    текторы  проектировали  застройку  ее   в  конце 1950-х гг. Площадь предпола-
            Для  завершения  ансамбля  левобе-  набережных вплоть до конца 1960-х  гг.   галось  застраивать  восьмиэтажными
          режной  площади  напротив  Невского   Проектируемый  канал  должен  был   домами с магазинами, кафе и другими
          райсовета  предполагалось  построить   пересечь  три  железнодорожных  на-  обслуживающими учреждениями, раз-
          здание  общественного  назначения  (на   правления,  а  также  15  магистралей   мещенными  в  первых  этажах.  Харак-
          месте  нереализованного  проекта  Все-  и улиц, большинство из которых име-  терной особенностью являлось то, что
          союзного  арктического  института),   ли общегородское значение. На участ-  впервые в Ленинграде композиционно
          а    также  несколько  точечных  жилых   ке от Невы до Балтийской линии же-  сложный  ансамбль  формировался  из
          домов в некотором отдалении от него.   лезной  дороги  требовалось  построить   крупнопанельных зданий.


          108
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115