Page 111 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 111

НЕВСКИЙ РАЙОН





























           Макет застройки площади у Володарского моста. Строительство и архитектура Ленинграда. 1964 г. № 11


              Справа  от  моста,  на  месте  бывшей   В каждом из них планировалось разме-  Расчетная  единовременная  пассажи-
           дачи Чернова, был запроектирован рай-  стить гостиницу для пассажиров, кино-  ровместимость  нового  здания  состав-
           онный  парк,  на  территории  которого   зал, ресторан, буфеты, парикмахерские,   ляла  1000  человек,  полезная  площадь
           планировалось  строительство  широко-  читальни,  комнаты  матери  и  ребенка,   определялась в 3100 кв. м, а  общая ку-
           экранного  кинотеатра  на  набережной   справочные бюро, радиоузел и т. д.  батура – 26 тыс. куб. м, однако графиче-
           Невы, стадиона с трибунами на 10 тысяч   Генеральный  план  развития  Ленин-  ские воплощения этого проекта пока не
           зрителей  и  полным  комплексом  спор-  града  1935  г.  предусматривал  строи-  выявлены. И лишь в середине 1950-х гг.
           тивных  площадок  и  беговых  дорожек,   тельство  сразу  девяти  новых  мостов.   в очередной редакции Генплана речной
           а  также  лодочной  станции  и  пристани   Один из них должен был располагаться   вокзал получил прописку на проспекте
           речного трамвая.                     у Невского машиностроительного заво-  Обуховской  Обороны,  у  Володарского
              В начале 1960-х гг. проект был дора-  да имени В.И. Ленина (ориентировоч-  моста.  Выбор  этого  места  избавлял  от
           ботан. Он стал более изящным и вместе   но около домов № 28 и 30 по проспекту   необходимости  разводить  мосты  для
           с тем динамичным. Во-первых, у домов,   Обуховской  Обороны),  а  ниже  по  те-  прохождения  судов,  что  обеспечивало
           выходящих  на  набережную,  увеличи-  чению  Невы  предполагалось  возвести   нормальную  круглосуточную  эксплуа-
           лись  этажность  и  протяженность  –   речной  вокзал,  проекты  которого  были   тацию вокзала.
           своим обликом они должны были под-   опубликованы в ежегоднике Ленинград-  Здесь  необходимо  отметить,  что  об-
           черкивать  спокойное  течение  Невы.   ского отделения Союза советских архи-  служивать  пригородные  пассажирские
           Во-вторых,  изменился  силуэт  башен,   текторов  за  1940  г.  Однако  к  моменту   рейсы в сторону Финского залива пред-
           являющихся  акцентом  всей  компози-  выхода сборника работы по реализации   полагалось  с  нового  морского  вокзала,
           ции, – они превратились в 16-этажные   какого-либо  из  предложенных  вариан-  строительство  которого  намечалось  на
           дома-пластины.  В-третьих,  располо-  тов даже не начались. В периодической   западной  оконечности  Васильевско-
           женные за ними жилые корпуса были    печати того времени встречаются лишь   го  острова,  на  продолжении  Большого
           поставлены  на  сильно  выдвинутые   упоминания об открытии той или иной   проспекта. В 1959–1960 гг. проводился
           вперед  низкие  объемы  магазинов,  что   пароходной  линии  (в  Выборг,  Ханко   открытый  конкурс  на  проект  морского
           позволило раскрыть площадь на замы-  и даже Нью-Йорк), которые обслуживал   вокзала в Ленинграде. Первую премию
           кающие ее девятиэтажные дома.        морской торговый порт или пристань у   жюри  не  присудило,  а  вторую  получи-
              Кроме того, на месте парадного вхо-  набережной Лейтенанта Шмидта.    ла  работа,  выполненная  коллективом
           да в парк, напротив кинотеатра, решено   В  послевоенном  Генеральном  плане   «Ленморниипроекта»  (как  относитель-
           было построить плавательный бассейн   1948  г.  было  определено  новое  место   но лучшая).
           (не реализовано). Позднее проект был   расположения  центрального  озерно-  Проект предусматривал размещение
           еще раз доработан – башни развернули   речного  вокзала  Ленинграда:  Смоль-  трех пирсов длиной 100 м каждый и па-
           на  90  градусов  и  увеличили  их  этаж-  ная набережная, в створе одноименной   вильона  речного  вокзала.  Сам  речной
           ность до 18. Воплощение его в натуре   улицы.  Выбрано  оно  было  неслучай-  вокзал не разрабатывался, а рисовался
           завершилось в середине 1970-х гг.    но – именно здесь с 1926 г. находилась   лишь примерно на планировочном ма-
                                                пристань, обслуживавшая междугород-  кете. «Ленгипроречтранс» по договору
           Речной вокзал                        ные  линии  и  включавшая  деревянный   с  «Севзапречпароходством»  выполнял
              По сообщениям периодической печа-  пирс на сваях длиной 162 м и деревян-  предпроектные  работы  или  так  назы-
           ти, в 1935 г. в Ленинграде, Горьком, Кие-  ное  же  здание  пассажирского  вокзала.   ваемые  соображения  по  размещению
           ве и Батуми должно было начаться стро-  Со временем они пришли в негодность   вокзала  и  объему  транспортных  пере-
           ительство  больших  водных  вокзалов.   и требовали замены.              возок  именно  в  этом  районе.  В  даль-


                                                                                                                 109
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116