Page 111 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 111
НЕВСКИЙ РАЙОН
Макет застройки площади у Володарского моста. Строительство и архитектура Ленинграда. 1964 г. № 11
Справа от моста, на месте бывшей В каждом из них планировалось разме- Расчетная единовременная пассажи-
дачи Чернова, был запроектирован рай- стить гостиницу для пассажиров, кино- ровместимость нового здания состав-
онный парк, на территории которого зал, ресторан, буфеты, парикмахерские, ляла 1000 человек, полезная площадь
планировалось строительство широко- читальни, комнаты матери и ребенка, определялась в 3100 кв. м, а общая ку-
экранного кинотеатра на набережной справочные бюро, радиоузел и т. д. батура – 26 тыс. куб. м, однако графиче-
Невы, стадиона с трибунами на 10 тысяч Генеральный план развития Ленин- ские воплощения этого проекта пока не
зрителей и полным комплексом спор- града 1935 г. предусматривал строи- выявлены. И лишь в середине 1950-х гг.
тивных площадок и беговых дорожек, тельство сразу девяти новых мостов. в очередной редакции Генплана речной
а также лодочной станции и пристани Один из них должен был располагаться вокзал получил прописку на проспекте
речного трамвая. у Невского машиностроительного заво- Обуховской Обороны, у Володарского
В начале 1960-х гг. проект был дора- да имени В.И. Ленина (ориентировоч- моста. Выбор этого места избавлял от
ботан. Он стал более изящным и вместе но около домов № 28 и 30 по проспекту необходимости разводить мосты для
с тем динамичным. Во-первых, у домов, Обуховской Обороны), а ниже по те- прохождения судов, что обеспечивало
выходящих на набережную, увеличи- чению Невы предполагалось возвести нормальную круглосуточную эксплуа-
лись этажность и протяженность – речной вокзал, проекты которого были тацию вокзала.
своим обликом они должны были под- опубликованы в ежегоднике Ленинград- Здесь необходимо отметить, что об-
черкивать спокойное течение Невы. ского отделения Союза советских архи- служивать пригородные пассажирские
Во-вторых, изменился силуэт башен, текторов за 1940 г. Однако к моменту рейсы в сторону Финского залива пред-
являющихся акцентом всей компози- выхода сборника работы по реализации полагалось с нового морского вокзала,
ции, – они превратились в 16-этажные какого-либо из предложенных вариан- строительство которого намечалось на
дома-пластины. В-третьих, располо- тов даже не начались. В периодической западной оконечности Васильевско-
женные за ними жилые корпуса были печати того времени встречаются лишь го острова, на продолжении Большого
поставлены на сильно выдвинутые упоминания об открытии той или иной проспекта. В 1959–1960 гг. проводился
вперед низкие объемы магазинов, что пароходной линии (в Выборг, Ханко открытый конкурс на проект морского
позволило раскрыть площадь на замы- и даже Нью-Йорк), которые обслуживал вокзала в Ленинграде. Первую премию
кающие ее девятиэтажные дома. морской торговый порт или пристань у жюри не присудило, а вторую получи-
Кроме того, на месте парадного вхо- набережной Лейтенанта Шмидта. ла работа, выполненная коллективом
да в парк, напротив кинотеатра, решено В послевоенном Генеральном плане «Ленморниипроекта» (как относитель-
было построить плавательный бассейн 1948 г. было определено новое место но лучшая).
(не реализовано). Позднее проект был расположения центрального озерно- Проект предусматривал размещение
еще раз доработан – башни развернули речного вокзала Ленинграда: Смоль- трех пирсов длиной 100 м каждый и па-
на 90 градусов и увеличили их этаж- ная набережная, в створе одноименной вильона речного вокзала. Сам речной
ность до 18. Воплощение его в натуре улицы. Выбрано оно было неслучай- вокзал не разрабатывался, а рисовался
завершилось в середине 1970-х гг. но – именно здесь с 1926 г. находилась лишь примерно на планировочном ма-
пристань, обслуживавшая междугород- кете. «Ленгипроречтранс» по договору
Речной вокзал ные линии и включавшая деревянный с «Севзапречпароходством» выполнял
По сообщениям периодической печа- пирс на сваях длиной 162 м и деревян- предпроектные работы или так назы-
ти, в 1935 г. в Ленинграде, Горьком, Кие- ное же здание пассажирского вокзала. ваемые соображения по размещению
ве и Батуми должно было начаться стро- Со временем они пришли в негодность вокзала и объему транспортных пере-
ительство больших водных вокзалов. и требовали замены. возок именно в этом районе. В даль-
109