Page 112 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 112
НЕВСКИЙ РАЙОН
Поскольку сам вокзал и пассажир-
ский павильон были разделены про-
спектом Обуховской Обороны, про-
ектировщики предусмотрели создание
подземного перехода между ними. Но-
вый комплекс был рассчитан на 400 пас-
сажиров, то есть одновременный прием
двух судов дальнего плавания. Строи-
тельство здания вокзала завершилось
в 1970 г., гостиницы – в 1974-м.
На момент постройки Ленинград-
ский речной вокзал являлся одним из
лучших и самых современных в Со-
ветском Союзе. В нем было предусмо-
А.А. Оль, М.М. Липкин. Проект речного вокзала в Ленинграде. 1934 г. Ежегодник трено все необходимое для удобства
Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1934–1939 гг.
пассажиров. В многочисленных кассах
можно было приобрести билеты на лю-
нейшем предполагалось определить, зенфельд и Т.Ф. Тарыкина при участии бой рейс, и не только на теплоходы –
кто будет заниматься проектированием инженеров Б.Ф. Семина и С.Э. Шуль- здесь имелось даже агентство «Аэро-
этого комплекса, которое должно было кина из Ленинградского института про- флота». К услугам пассажиров были
пройти в тесной увязке с проектными ектирования на речном транспорте. почта, сберкасса, ателье ремонта одеж-
решениями по морскому вокзалу, одна-
ко этот проект не был реализован.
С открытием Волго-Балтийской глу-
боководной трассы, соединившей пять
морей, Нева стала одной из самых ожив-
ленных водных магистралей страны,
поэтому вопрос строительства речного
вокзала стоял очень остро. Сначала не-
подалеку от Володарского моста появил-
ся деревянный дебаркадер с надписью
«М. Р. Ф. С. З. Р. П. Озерный вокзал», у ко-
торого теснились белоснежные теплоходы
типа «Лев Доватор» и «Короленко». Что-
бы попасть на нужное судно, пассажирам
приходилось преодолевать шаткие сход-
ни, перебираясь с борта на борт. Озерный
вокзал часто упоминали в путеводителях
того времени и называли то Озерной при-
станью, то Озерным причалом.
Здание речного вокзала, построен-
ного в начале 1970-х гг., представляло
собой трехэтажный стеклянный объ-
ем, перекрытый плоской плитой, и на-
поминало стремительно идущий те-
плоход. Напряженные тонкие струны
алюминиевого переплета в сочетании
с массивностью плиты, облицованной
естественным камнем, создавали впе-
чатление легкости и выразительности
сооружения, со единенного с 16-этаж-
ным зданием гостиницы посредством
двухэтажного кухонного блока.
Проект постоянного здания речного
вокзала разработали в 1964 г. архитек-
торы И.Н. Кусков, В.В. Попов, Е.Д. Ро- Комплекс речного вокзала. Журнал «Ленинградская панорама». 1984 г. № 10
110