Page 115 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 115

НЕВСКИЙ РАЙОН











           №  10  по  Октябрьской  набережной).   смотритель архиерейского дома, он из-  раз Божией Матери «Всех скорбящих
           Застава называлась Охтенская и пред-  бирался братией и лишь утверждался   Радость» XVII в., привезенный с Афо-
           назначалась,  как  сообщают  старинные   в должности правительствующим Си-  на, и крест с частицами мощей многих
           документы,  для  контроля  над  судами,   нодом.                         святых.  Под  церковью  был  устроен
           проходящими  по  Неве.  По  соседству   Для  митрополита  был  построен   обширный подвал со сводами, где на-
           располагалась брандвахта «для пропи-  временный  деревянный  дом  с  часов-  ходилась усыпальница [5, с. 128].
           ски по Неве проходящих кораблей и в   ней и службами [2, с. 594]. По правую   В 1868 г. храм был торжественно ос-
           них  кладей»  [1,  с.  142].  Охтенская  за-  сторону  от  дома  поставили  деревян-  вящен во имя Святой Живоначальной
           става, как и другие городские заставы,   ную  двухэтажную  церковь  с  неболь-  Троицы. Между правым и левым бере-
           окончательно потеряла свое значение с   шим  количеством  келий  для  братии,   гом  Невы  было  налажено  сообщение
           развитием железных дорог.           которую освятили 29 января 1821 г. во   на пароходе под названием «Киновия».
             Непосредственно  с  деревней  Клоч-  имя Всех Святых. Через 40 лет обвет-            * * *
           ки  граничила  территория,  находив-  шавшую постройку заменили другой,    После   Октябрьской   революции
           шаяся  во  владении  Свято-Троицкой   тоже  деревянной,  но  одноэтажной,   храм  Святой  Троицы  оставался  дей-
           Александро-Невской лавры – киновия   созданной  по  проекту  К.И.  Брандта.   ствующим вплоть до 1937 г. Затем зда-
           (с  греческого  –  «общежительный  мо-  Ее поставили на новом месте, освобо-  ние храма отдали под фабрику. Купола
           настырь»).                          див  площадку  под  строительство  ка-  снесли,  в  подвале  организовали  ово-
             В  1714  г.  Петр  I  даровал  будущей   менного храма.                щехранилище,  внутреннюю  отделку
           лавре,  тогда  еще  просто  монастырю,   В  1840-х  гг.  у  обители  появился   разобрали.
           «под  кирпичные  и  гончарные  заводы   благотворитель  –  купец  первой  гиль-  По окончании Великой Отечествен-
           и сараи, под склады дров и для выра-  дии Ф.Ф. Набилков. На его средства в   ной войны в здании храма разместился
           ботки глины для строения Монастыря,   1840–1841 гг. возведены надвратная де-  строительно-монтажный  трест,  кото-
           а  также  на  корм  10-и  лошадям  и  под   ревянная шатровая колокольня и при-  рый  переоборудовал  алтарную  часть
           селитьбу мастеровых людей и для ого-  обретены колокола. В 1845–1847 гг. по   под  котельную  и  туалет.  В  течение
           родов – в С.-Петербургском уезде, на   проекту  архитектора  А.П.  Гемилиана   многих лет храм использовали в каче-
           Выборгской  стороне,  подле  Невы,  из   построены сохранившиеся доныне два   стве общежития, на территории нахо-
           свободных  земель,  которые  остались   корпуса  каменных  келий  (Октябрь-  дились гаражи, автосервисы, лаборато-
           за дачею разных чинов людям, 141 1/6   ская набережная, 16 и 20) – старейшие   рии и склады.
           десятина» [4, с. 96].               сооружения  правобережья  Невского     Возрождение   киновии   началось
             Монахи  возобновили  брошенное    района.                              в  начале  2000-х  гг.,  когда  полуразру-
           шведами кирпичное производство, по-    Ф.Ф. Набилков завещал 30 тыс. ру-  шенный  храм  был  передан  подворью
           строили скотный двор. К началу XIX в.   блей  на  постройку  в  киновии  камен-  Иоанно-Богословского   Череменец-
           лавра использовала тут только угодья   ного  пятиглавого  трехпрестольного   кого  монастыря,  который  находится
           для сенокоса, остальная же земля, по-  собора  по  образу  собора  Киево-Пе-  в Лужском районе Ленинградской об-
           росшая  сосняком  и  кустарником,  пу-  черской лавры во имя Пресвятой Тро-  ласти [2, с. 598–600].
           стовала.                            ицы  с  приделами  во  имя  Всех  явлен-  В 2015 г. силами Фонда содействия
                          * * *                ных и  чудотворных икон Богородицы   восстановлению  объектов  истории
             Вновь  про  эту  землю  вспомни-  и Всех Святых.                       и  культуры  в  Санкт-Петербурге  при-
           ли лишь в 1810 г., когда на нее ста-   Строительство  началось  в  1862  г.   ступили  к  реставрации  храма  Святой
           ли  претендовать  крестьяне  деревни   по  проекту  епархиального  архитек-  Троицы.   Восстановление   киновии
           Клочки.  Находившийся  в  преклон-  тора  Г.И.  Карпова.  В  процессе  строи-  включало  сохранение  существующих
           ных годах митрополит Михаил (Дес-   тельства  было  решено  оставить  один   фундаментов,   подвального   этажа,
           ницкий)  решил  построить  здесь  за-  придел.  Эскизы  внутренней  отделки   исторических  капитальных  стен,  де-
           городный  дом,  а  рядом  соорудить   и  церковной  утвари  составил  также   монтаж  поздних  советских  конструк-
           кельи  «для  помещения  престарелых   Г.И. Карпов. Деревянный иконостас по   ций  и  приведение  храма  Святой  Тро-
           и  болезненных  монашествующих  из   его  эскизу  вырезал  охтинский  резчик   ицы и других зданий комплекса в  пер-
           братии Лавры» [4].                  И.Е. Абросимов, образа для иконоста-  возданный вид.
             Строительство  было  начато  летом   са и запрестольный образ исполнил на   Были  воссозданы  пять  утраченных
           1820 г., а уже к 1822 г. возникла кино-  досках  академик  живописи  И.А.  Тю-  глав  храма,  в  2017  г.  завершилась  от-
           вия. С самого начала здесь зародился   рин. Росписи стен выполнил художник   делка  фасадов.  В  2019  г.  по  сохра-
           особый  уклад  жизни:  монахи,  нахо-  И.Ф. Михайлов.                    нившимся  фотографиям  полностью
           дясь на полном обеспечении монасты-    Современники  отмечали,  что  цер-  восстановлены монументальная живо-
           ря,  ничем  не  пользовались  на  правах   ковь,  построенная  в  русском  стиле,   пись и резной иконостас. На террито-
           собственности,  трудились  для  общего   была  величественна  снаружи  и  ро-  рии  бывшей  киновии  отремонтирова-
           блага  и  творили  совместную  молит-  скошно  отделана  внутри.  Главными   ны  здания  паломнической  гостиницы
           ву. Обязанности настоятеля исполнял   святынями храма тогда почитались об-  и  бани,  в  бывшем  помещении  авто-


                                                                                                                 113
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120