Page 25 - 1(90)2024_ч1_ Наследие окраин
P. 25

КРА СНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН


































                                                                                                           А.В. БОЛДЫРЕВА,
                                                                             заведующая сектором краеведческих проектов библиотеки «Ржевская»
                                                                                            СПб ГБУК «ЦБС Красногвардейского района»
           Уникальный опыт исследования


           конструкций переправы





           Мост Императора Петра Великого, или Большой Охтинский (Большеохтин-      необходимости устроить наконец мост.
           ский) мост, – это не только визитная карточка Красногвардейского района   Месяц спустя, 13 мая, император Нико-
                                                                                    лай Второй отдал короткую резолюцию:
           Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской    «Не затягивать постройку моста».
           Федерации.                                                                             * * *
                                                                                      Мост  Императора  Петра  Великого
              В  перечень  объектов  культурно-  промысел  приносил  владельцам  судов   был заложен 26 июня 1909 г., накануне
           го  наследия  регионального  значения   и  паромов  хороший  доход,  поэтому   200-летия  Полтавской  битвы.  А  8  ноя-
           мост Императора Петра Великого был   возведение  моста,  соединяющего  ле-  бря 1911 г. новая переправа торжествен-
           официально включен 6 августа 1990  г.   вый  и  правый  берега,  было  им  крайне   но открылась. Для своего времени мост
           решением  исполкома  Ленгорсовета    невыгодно. Несмотря на то что 5 июня   был  инновационным:  он  представлял
           № 645. Помимо того, что эта переправа   1887  г.  городская  дума  распорядилась   собой трехпролетное сооружение с раз-
           имеет бесспорное культурное значение,   построить мост от Смольного монасты-  водным  двукрылым  пролетом  посе-
           она  является  важным  стратегическим   ря к верфи на Охтинском мысе, оконча-  редине  и  двумя  пролетами  у  берегов.
           объектом и транспортной магистралью,   тельное принятие этого решения было   Боковые  пролеты  на  тот  момент  были
           соединяющей  Охту  с  центральной  ча-  отложено до декабря 1900 г. Конкурс на   самыми  длинными  в  городе.  Особое
           стью Северной столицы.               проект моста стартовал в 1901 г., однако   внимание  привлекали  башни-маяки,
              В 1860 г. бывшая окраина Охта ста-  в последующие несколько лет никаких   расположенные на границах разводных
           ла административным районом Санкт-   подвижек в этом деле не наблюдалось.  пролетов: именно там находились меха-
           Петербурга.  Тогда  же  было  учреждено   И вот 7 апреля 1907 г. на переправе   низмы, приводящие в движение крылья.
           «Общество  Охтинского,  через  Неву,   случилась  трагедия:  столкнувшись  со   Отмечу, что большинство исследова-
           моста».  Однако  до  строительства  дан-  льдиной, перевернулся и затонул паро-  ний, посвященных истории и конструк-
           ного моста было еще очень далеко…    ход «Архангельск». В результате аварии   тивным особенностям моста, основыва-
              В  ту  пору  на  Охту  попадали  двумя   погибли, по разным данным, от 39 до 69   ются на изучении архивных документов,
           путями:  либо  по  суше  через  Выборг-  человек.  Это  событие  вызвало  широ-  чертежей и рисунков, которые состави-
           скую сторону, либо по воде перевозами,   кий  резонанс,  местные  газеты  активно   ли авторы проекта: гражданский инже-
           которых  было  три  –  два  на  Большую   писали об ужасном состоянии судов на   нер  Г.Г.  Кривошеин  и  военный  инже-
           Охту  и  один  на  Малую.  Перевозный   перевозах, о жадности судо владельцев и   нер-архитектор В.П. Апышков.


                                                                                                                  23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30