Page 4 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 4
ДОМ ПАШКОВА:
ОТ ДЕПАРТАМЕНТА
А.Н. КОМИССАРОВА, А.П. ТЫЧИНИН, УДЕЛОВ
заместитель искусствовед отдела проектной
председателя КГИОП документации, управления проектно-
А.Г. БЕЛОВ, сметной документации СПб ГКУ
директор «Дирекция заказчика»
ООО «Рест-Арт-Проект» Д.С. ШЕЛЕМЕХА,
инженер-технолог отдела проектной
документации, управления проектно-
сметной документации СПб ГКУ
«Дирекция заказчика»
Величественное двухэтажное с цокольным этажом здание
с высокими окнами выделяется в застройке Литейного про-
спекта. Дом Пашкова практически соответствует по высоте
четырем этажам соседнего доходного дома. Здание выполнено
в стиле неоренессанс, и самой выразительной акцентирован-
ной деталью является оформление входа – «парадный подъ-
езд» .
1
Гранитные ступени ведут к входу, который оформлен че-
тырьмя фигурами кариатид (поэтому здание также называли
Дом с кариатидами), установленных на высоких пилонах-
пьедесталах по сторонам монументальной двухстворчатой
входной двери. И дверь, и боковые окна имеют арочное за-
вершение. Наподобие небольшого портика кариатиды поддер-
живают балкон, напоминающий Эрехтейон в Афинах – явная
отсылка к искусству Древней Греции. Этот фасад – самый
ранний в Петербурге пример использования приема открытой
кирпичной кладки в оформлении лицевого фасада, на десяти-
летия предвосхитивший появление «кирпичного стиля», как
не раз подчеркивали искусствоведы .
2
В период расцвета романтизма, в 1830-х гг., все явствен-
нее проявлялась мода на неоренессанс – раскопки Помпей
оказали на художников и архитекторов большое влияние и
вдохновили отойти от следования выдержанному и сухо-
му классицизму к увлечению памятниками и архитектурой
эпохи Возрождения. Проекты дворцов и особняков букваль-
но копировали образцы античности и палаццо Флоренции.
Происходило переосмысление функционализма новых зда-
ний. И в Доме с кариатидами на Литейном проспекте ис-
пользованы элементы итальянского ренессанса: рустовка,
арочные окна, наличники с прямыми сандриками, круглые
ниши со львами.
Заказчиком этого великолепного здания был отставной
штабс-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка Иван Васи-
льевич Пашков. О нем известно немногое. Дворянин, потомок
литовского шляхтича Григория Паскевича, присягнувшего
Ивану Грозному. Семья имела огромные средства, например,
дед нашего героя владел дворцом на Воздвиженке в Москве.
В Петербурге Боссе построил для семьи Пашковых два дома:
одним, на Литейном проспекте, владел Иван Васильевич, дру-
гим, на набережной Кутузова, – его брат Александр Василье-
вич, боевой генерал.
Дом с кариатидами возводился в 1841–1844 гг. на месте сне-
сенного здания, принадлежавшего некоему Свечину. Посколь-
ку перестраивать из старых стен не было необходимости, то
все отдавалось на откуп архитектору. В финансировании недо-
статка не было, и Гаральд Боссе смог воплотить свой замысел
максимально полно.
2