Page 4 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 4

ДОМ ПАШКОВА:
                         ОТ ДЕПАРТАМЕНТА





                            А.Н. КОМИССАРОВА,           А.П. ТЫЧИНИН,             УДЕЛОВ
                            заместитель                 искусствовед отдела проектной
                            председателя КГИОП          документации, управления проектно-
                            А.Г. БЕЛОВ,                 сметной документации СПб ГКУ
                            директор                    «Дирекция заказчика»
                            ООО «Рест-Арт-Проект»       Д.С. ШЕЛЕМЕХА, 
                                                        инженер-технолог отдела проектной
                                                        документации, управления проектно-
                                                        сметной документации СПб ГКУ
                                                        «Дирекция заказчика»


                              Величественное двухэтажное с  цокольным этажом здание
                            с  высокими  окнами  выделяется  в  застройке  Литейного  про-
                            спекта.  Дом  Пашкова  практически  соответствует  по  высоте
                            четырем этажам соседнего доходного дома. Здание выполнено
                            в стиле неоренессанс, и самой выразительной акцентирован-
                            ной деталью является оформление входа – «парадный подъ-
                            езд» .
                                1
                              Гранитные  ступени  ведут  к  входу,  который  оформлен  че-
                            тырьмя фигурами кариатид (поэтому здание также называли
                            Дом  с  кариатидами),  установленных  на  высоких  пилонах-
                            пьедесталах  по  сторонам  монументальной  двухстворчатой
                            входной  двери.  И  дверь,  и  боковые  окна  имеют  арочное  за-
                            вершение. Наподобие небольшого портика кариатиды поддер-
                            живают балкон, напоминающий Эрехтейон в Афинах – явная
                            отсылка  к  искусству  Древней  Греции.  Этот  фасад  –  самый
                            ранний в Петербурге пример использования приема открытой
                            кирпичной кладки в оформлении лицевого фасада, на десяти-
                            летия предвосхитивший появление «кирпичного стиля», как
                            не раз подчеркивали искусствоведы .
                                                          2
                              В период расцвета романтизма, в 1830-х гг., все явствен-
                            нее проявлялась мода на неоренессанс  – раскопки Помпей
                            оказали на художников и архитекторов большое влияние и
                            вдохновили  отойти  от  следования  выдержанному  и  сухо-
                            му классицизму к увлечению памятниками и архитектурой
                            эпохи Возрождения. Проекты дворцов и особняков букваль-
                            но копировали образцы античности и палаццо Флоренции.
                            Происходило переосмысление функционализма новых зда-
                            ний.  И  в  Доме  с  кариатидами  на  Литейном  проспекте  ис-
                            пользованы  элементы  итальянского  ренессанса:  рустовка,
                            арочные окна, наличники с прямыми сандриками, круглые
                            ниши со львами.
                              Заказчиком  этого  великолепного  здания  был  отставной
                            штабс-ротмистр  лейб-гвардии  Гусарского  полка  Иван  Васи-
                            льевич Пашков. О нем известно немногое. Дворянин, потомок
                            литовского  шляхтича  Григория  Паскевича,  присягнувшего
                            Ивану Грозному. Семья имела огромные средства, например,
                            дед нашего героя владел дворцом на Воздвиженке в Москве.
                            В Петербурге Боссе построил для семьи Пашковых два дома:
                            одним, на Литейном проспекте, владел Иван Васильевич, дру-
                            гим, на набережной Кутузова, – его брат Александр Василье-
                            вич, боевой генерал.
                              Дом с кариатидами возводился в 1841–1844 гг. на месте сне-
                            сенного здания, принадлежавшего некоему Свечину. Посколь-
                            ку перестраивать из старых стен не было необходимости, то
                            все отдавалось на откуп архитектору. В финансировании недо-
                            статка не было, и Гаральд Боссе смог воплотить свой замысел
                            максимально полно.


          2
   1   2   3   4   5   6   7   8   9