Page 6 - Зодчий 91 2024 постранично
P. 6
НА СЛЕДИЕ
Литография из журнала «Иллюстрация». 1849 г. Т. 8. № 2. С. 29
В 1814 г. семья Боссе обосновалась основном на Васильевском острове. Там
в Германии. Там юный Гаральд начал же он и жил – в одной из квартир дома
Универсальный мастер получать архитектурное образование: № 31 по 8-й линии. Из-за бурного роста
сначала посещал строительную школу численности населения в столице не хва-
Видный архитектор и художник Га- в Дрездене, затем был определен к при- тало жилья. Одним из выходов являлась
ральд Боссе (его полное имя Гаральд дворному директору строений Георгу перестройка старых зданий в доходные
Юлиус Боссе, и в русских текстах можно Моллеру в Дармштадте. Боссе-млад- дома, часто с надстройкой. Архитектор
встретить написание имени-отчества как ший серьезно изучал европейскую ар- много занимался и такими работами, в
Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнесто- хитектуру, включая входивший тогда основном в 1840-х гг. В числе этих про-
вич и даже Юлий Андреевич) родился в моду стиль неоренессанс – одну из ектов – надстройка дома Энгельгарта
в Риге. Хотя, по некоторым данным, он распространенных форм архитектур- (Малая Морская ул., 13) и домов Фин-
появился на свет в Санкт-Петербурге, а ной эклектики XIX века, воспроизво- ской церкви, перестройка домов Гамб-
«лифляндское» происхождение приду- дившую техники итальянского Воз- са (Итальянская ул., 17) и Нарышкина
мал сам. Его отец Эрнест Готгилф Боссе рождения. (ул. Чайковского, 7).
был эрмитажным живописцем, выпол- В 1832 г. Гаральд приехал в Санкт- В «портфолио» Боссе появились до-
нял по контракту копии с известных Петербург и стал работать чертежни- ходные дома, построенные для Гарфун-
картин из Италии, Германии, Франции и ком в мастерской архитектора Импера- кель (Садовая ул., 47), Степановой (наб.
много путешествовал по Европе. торского двора Александра Павловича реки Фонтанки, 38), Тарасовой (наб.
Брюллова. Вскоре талантливый юноша реки Фонтанки, 116). По его проектам
получил от Императорской Академии возведены многие городские особняки:
художеств звание свободного художника Кочубея (Конногвардейский бул., 7),
(впоследствии в 1842 г. – звание акаде- Бутурлиной (ул. Чайковского, 10), Щер-
мика, в 1854 г. – профессора). батовой (Моховая ул., 5), Закревского
В то время на окраинах города ак- (Исаакиевская пл., 5), Трубецкого (ул.
тивно строились дачи. Следуя моде, Чайковского, 29). Архитектор частично
молодой архитектор составил «Грави- перестроил особняк князей Барятин-
рованный альбом проектов фантазий ских (ул. Чайковского, 46–48). Работал
сельских домов» (1833). Чертежи Га- Боссе и над интерьерами Михайлов-
ральда вызвали большой интерес у со- ского и Зимнего дворцов. За пределами
временников, и он довольно быстро был Петербурга Гаральд Эрнестович пере-
вовлечен в практическую деятельность. строил дворец в Знаменке, создал двор-
Под его руководством было возведено цово-парковый ансамбль в Михайловке,
множество деревянных строений, но они трудился над убранством помещений
до нашего времени не сохранились (на- в Ораниенбаумском дворце.
пример, дом садовника на даче графини Боссе был высоко востребован благо-
Лаваль на Аптекарском острове). даря художественному таланту, готов-
Тогда же Боссе занимался и строи- ности к экспериментам и огромной ра-
тельством в черте Санкт-Петербурга, в ботоспособности. Большую роль играл
Гаральд Боссе
4