Page 56 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 56
МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА:
«ПОБЕДА СПРАВЕДЛИВОСТИ
НАД ВАРВАРСТВОМ»
Блокада Ленинграда, по разным оцен- 12 октября, когда блокада уже началась. длилась всего полчаса. Часть музы-
кам, унесшая от 600 тысяч до 1,5 милли- В тот вечер в Большом зале филармонии кантов откомандировали с фронта для
она жизней, – одна из самых трагических прозвучала музыка Глинки, Глазунова и пополнения оркестра и подготовки к
и героических страниц мировой истории. Чайковского. Нарядная публика, музы- концертам, главный из которых ждал их
Бомбежки, голод, разрушенные дома и канты во фраках – привычная картина для впереди.
умирающие жители (погибало несколько Большого зала. За исключением того, что Здание филармонии в военные годы
тысяч человек в день!) – по многочислен- еще в августе оркестр Евгения Мравин- пострадало: от артобстрелов и бомбежек
ным свидетельствам, такой была жизнь ского был эвакуирован в Новосибирск. была повреждена кровля, а также фасад –
города в те страшные дни. Но была и дру- Первый военный концерт в Ленинград- был серьезно поврежден «фонарь» вести-
гая ее сторона: в осажденном Ленинграде ской филармонии, как и все остальные во бюля, пристроенный в начале ХХ века,
снимали кинофильмы, ставили спектак- время блокады, был исполнен оркестром оконные рамы и кирпичная кладка, оказа-
ли, спасали картины, выхаживали жи- Радиокомитета под управлением дири- лись затоплены подвалы и пробит чердак,
вотных, читали книги и создавали вели- жера Карла Элиасберга. Он вспоминал, а сам концертный зал засыпан кирпичом
кие произведения. Все 872 дня работало что, «будучи единственным дирижером в и строительным мусором. При этом всю
радио. И все это время, с перерывом всего городе-фронте, продирижировал: 85 от- войну в Большом зале продолжали висеть
в несколько месяцев, в Ленинградской крытых симфонических концертов, 254 легендарные филармонические люстры,
филармонии звучала музыка. Здесь была радиоконцерта, 54 оперных спектакля и письменное упоминание о которых отно-
исполнена знаменитая Седьмая симфо- ряд шефских концертов». Впечатляющие сится еще к 1860-м годам. В ноябре 1941
ния Дмитрия Шостаковича – символ ду- цифры даже по нынешним временам! года для сохранности с люстр были сняты
ховной стойкости города-героя. Истощен- Чем сильнее сжималось кольцо блока- подвески, которые вернулись на свои ме-
ные артисты выступали перед зрителями, ды, тем больше жителей Ленинграда ста- ста после войны, в 1948 году.
которые приходили на концерты, рискуя новились жертвами обстрелов, болезней Концерты в Большом зале возобно-
жизнью, невзирая на голод и бомбежки, и голода. И в первую зиму, названную са- вились 1 мая 1942 года. Уже в 1942 году
чтобы соприкоснуться с искусством и мими ленинградцами «смертным време- в афише филармонии появились имена
подняться над тяготами блокадной реаль- нем», оркестр Радиокомитета сократился знаменитых московских музыкантов,
ности. почти вдвое. Концерты прекратились на прилетавших в город через кольцо блока-
В наше время филармонические сезо- несколько месяцев – с января по апрель. ды. Свидетельством этого стали уникаль-
ны стартуют всегда в одну и ту же дату – Но уже в конце марта Элиасберг, которого ные афиши, которые недавно были отре-
25 сентября, в день рождения Дмитрия спасли от дистрофии в стационаре, возоб- ставрированы в рамках проекта «Военная
Шостаковича, чье имя было присвоено новил репетиции. летопись филармонии».
Ленинградской филармонии в 1975 году. Оркестранты были так физически Главным событием музыкальной жиз-
А в роковом 1941-м сезон был открыт ослаблены, что первая репетиция про- ни блокадного города, безусловно, стало
Оркестранты с О. Берггольц и М. Шостаковичем 8 мая 1970 г. Карл Элиасберг
54