Page 56 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 56

МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА:

          «ПОБЕДА СПРАВЕДЛИВОСТИ



          НАД ВАРВАРСТВОМ»





            Блокада Ленинграда, по разным оцен-  12 октября,  когда  блокада  уже  началась.   длилась  всего  полчаса.  Часть  музы-
          кам, унесшая от 600 тысяч до 1,5 милли-  В тот вечер в Большом зале филармонии   кантов  откомандировали  с  фронта  для
          она жизней, – одна из самых трагических   прозвучала  музыка  Глинки,  Глазунова  и   пополнения  оркестра  и  подготовки  к
          и героических страниц мировой истории.   Чайковского.  Нарядная  публика,  музы-  концертам, главный из которых ждал их
          Бомбежки,  голод,  разрушенные  дома  и   канты во фраках – привычная картина для   впереди.
          умирающие жители (погибало несколько   Большого зала. За исключением того, что   Здание  филармонии  в  военные  годы
          тысяч человек в день!) – по многочислен-  еще  в  августе  оркестр  Евгения  Мравин-  пострадало:  от  артобстрелов  и  бомбежек
          ным  свидетельствам,  такой  была  жизнь   ского  был  эвакуирован  в  Новосибирск.   была повреждена кровля, а также фасад –
          города в те страшные дни. Но была и дру-  Первый  военный  концерт  в  Ленинград-  был серьезно поврежден «фонарь» вести-
          гая ее сторона: в осажденном Ленинграде   ской филармонии, как и все остальные во   бюля,  пристроенный  в  начале  ХХ  века,
          снимали  кинофильмы,  ставили  спектак-  время блокады, был исполнен оркестром   оконные рамы и кирпичная кладка, оказа-
          ли,  спасали  картины,  выхаживали  жи-  Радиокомитета  под  управлением  дири-  лись затоплены подвалы и пробит чердак,
          вотных,  читали  книги  и  создавали  вели-  жера  Карла  Элиасберга.  Он  вспоминал,   а сам концертный зал засыпан кирпичом
          кие  произведения.  Все  872  дня  работало   что, «будучи единственным дирижером в   и  строительным  мусором.  При  этом  всю
          радио. И все это время, с перерывом всего   городе-фронте,  продирижировал:  85  от-  войну в Большом зале продолжали висеть
          в  несколько  месяцев,  в  Ленинградской   крытых  симфонических  концертов,  254   легендарные  филармонические  люстры,
          филармонии звучала музыка. Здесь была   радиоконцерта,  54  оперных  спектакля  и   письменное упоминание о которых отно-
          исполнена  знаменитая  Седьмая  симфо-  ряд шефских концертов». Впечатляющие   сится еще к 1860-м годам. В ноябре 1941
          ния Дмитрия Шостаковича – символ ду-  цифры даже по нынешним временам!   года для сохранности с люстр были сняты
          ховной стойкости города-героя. Истощен-  Чем сильнее сжималось кольцо блока-  подвески, которые вернулись на свои ме-
          ные артисты выступали перед зрителями,   ды, тем больше жителей Ленинграда ста-  ста после войны, в 1948 году.
          которые приходили на концерты, рискуя   новились  жертвами  обстрелов,  болезней   Концерты  в  Большом  зале  возобно-
          жизнью,  невзирая  на  голод  и  бомбежки,   и голода. И в первую зиму, названную са-  вились 1 мая 1942 года. Уже в 1942 году
          чтобы  соприкоснуться  с  искусством  и   мими  ленинградцами  «смертным  време-  в  афише  филармонии  появились  имена
          подняться над тяготами блокадной реаль-  нем», оркестр Радиокомитета сократился   знаменитых   московских   музыкантов,
          ности.                              почти  вдвое.  Концерты  прекратились  на   прилетавших в город через кольцо блока-
            В наше время филармонические сезо-  несколько месяцев – с января по апрель.   ды. Свидетельством этого стали уникаль-
          ны стартуют всегда в одну и ту же дату –   Но уже в конце марта Элиасберг, которого   ные афиши, которые недавно были отре-
          25  сентября,  в  день  рождения  Дмитрия   спасли от дистрофии в стационаре, возоб-  ставрированы в рамках проекта «Военная
          Шостаковича,  чье  имя  было  присвоено   новил репетиции.              летопись филармонии».
          Ленинградской филармонии в 1975 году.   Оркестранты  были  так  физически   Главным событием музыкальной жиз-
          А  в  роковом  1941-м  сезон  был  открыт   ослаблены,  что  первая  репетиция  про-  ни  блокадного  города,  безусловно,  стало





























                                Оркестранты с О. Берггольц и М. Шостаковичем 8 мая 1970 г.   Карл Элиасберг
          54
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61