Page 60 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 60
Открытие выставки «Чтобы помнили...». Открытие выставки «Чтобы помнили...».
Выступление директора Государственного музея А.С. Пушкина Выступление первого заместителя председателя Комитета
Е.А. Богатырева. 17 марта 2025 г. по культуре Государственной Думы А.М. Шолохова. 17 марта 2025 г.
стал лидером по количеству посетителей области. Для некоторых учреждений куль Внушительные размеры картины –
среди всех музеев Ленинграда . туры еще в 1936 году были составлены 270 × 385 см – потребовали от сотрудни
2
Чечевица маятника – бронзовый шар эвакуационные планы, но схему спасения ков музея создания специальных усло
весом 54 кг – продолжала находиться в уникальных экспонатов из Государствен вий для транспортировки произведения.
центре зала собора и в самые тяжелое ного антирелигиозного музея пришлось Живописное полотно было накатано на
время для города и страны, годы Вели разрабатывать с нуля. Местом для эваку вал. И по сей день произведение продол
кой Отечественной войны и блокады Ле ации ценностей был выбран город Сара жает храниться в фондохранилище музея
нинграда. пул в Удмуртии. Именно туда из музея, в свернутом виде. Однако у посетителей
Облик города с началом войны сильно располагавшегося в Исаакиевском собо выставки «Чтобы помнили...» есть уни
изменился. Горожане сооружали дзоты, ре, двумя очередями, 5 июля и 23 августа, кальная возможность увидеть холст в раз
устанавливали противотанковые и про в тринадцати ящиках было отправлено вернутом виде – просторные выставочные
тивопехотные заграждения, укрывали 820 ценных экспонатов, в том числе уни залы Государственного музея А.С. Пуш
памятники и маскировали здания. Все кальные иконы, выполненные из кости кина позволяют демонстрировать произ
высотные здания Ленинграда, украшен известным резчиком Яковом Серяковым. ведение и вал в одной из ниш экспозиции.
ные золочеными шпилями и куполами, Одним из самых крупных экспонатов, Летом 1941 года спешная работа по
служили для вражеской авиации и ар отправленных в Сарапул, стала картина эвакуации ценностей шла и в пригород
тиллерии ориентиром для обстрела горо немецкого художника Карла Рейхерта ных дворцахмузеях. Упаковка предме
да, поэтому уже в июле 1941 года группа «Галилей перед судом римской инквизи тов началась сразу после начала войны.
спортсменовальпинистов приступила к ции». Во второй половине XIX века по В эвакуацию их вывозили несколькими
маскировке Исаакиевского собора. Купо лотно было приобретено Министерством очередями. Помимо Сарапула, тыловым
2
ла собора, общей площадью 2600 м , все Императорского двора для Гатчинского музейным хранилищем стал Новосибир
го за две недели были покрыты защитной дворца. После организации Антирели ский театр оперы и балета.
серой масляной краской. Кроме этого, гиозного музея картина была передана в Экспонаты последней очереди эва
творение Монферрана оградили высо Исаакиевский собор. Находящаяся в му куировать в тыл уже не представлялось
ким забором, окна заложили кирпичом зее рядом с маятником Фуко, она состав возможным: вокруг города сжималось
и мешками с песком, установили аэро ляла раздел экспозиции, посвященный кольцо блокады, транспортные пути
статы воздушного заграждения, в Алек торжеству научного мировоззрения. были отрезаны. Незапланированным и
сандровском саду зенитные батареи, а в
русле Невы военноморские корабли ох
раняли город и Исаакий. С началом Ве
ликой Отечественной войны Исаакиев
ский собор был закрыт для посетителей.
Всю войну собор был важным объ
ектом противовоздушной обороны Ле
нинграда. На его колоннаде постоянно
дежурил патруль, который должен был
определять направление налета фа
шистских бомбардировщиков и давать
сигналы ведущей заградительный огонь
зенитной батарее, установленной вблизи
собора у Медного всадника. В небо регу
лярно поднимали аэростаты, препятству
ющие авиации противника.
В защите нуждались не только здания,
но и сотни тысяч художественных ценно
стей, хранившихся в музеях Ленинграда и
2 О музеях и музейной работе // Советский музей. 1933.
№ 2. С. 5.
Экскурсия по выставке «Чтобы помнили...». 17 марта 2025 г.
58