Page 65 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 65
НА СЛЕДИЕ
оказалась утраченной большая часть зо фрагменты живописи, расположенной гов, рассматривая другие работы того же
лоченого декора на сводах и карнизах, в соборе на значительном расстоянии, и художника.
в неудовлетворительном состоянии на оценить масштаб и грандиозность худо Восстановительные работы в Исааки
ходились мозаики, сильно пострадала жественного убранства Исаакиевского евском соборе, имеющие мало себе рав
внутренняя облицовка из различных собора. ных по масштабу и разнообразию, были
пород декоративного камня. Более всего Специалисты создавали также этало завершены в январе 1963 года. Они про
пострадала монументальная живопись. ны – своего рода картоны – для восста должались долгих 17 лет. Но из них для
Красочный слой повсеместно шелушил новления авторского замысла, рисунка и посетителей музей был закрыт только
ся и осыпался. На тех участках, где были колорита живописного произведения. с 1952 по 1956 год. Несмотря на прове
сильные протечки, штукатурный слой Первоочередными стали работы по дение комплексной реставрации, собор
отставал от кирпичной кладки и обвали укреплению красочного слоя росписей. распахнул свои двери для всех уже 12 де
вался вместе с росписями. Для этого реставраторы использовали кабря 1948 года. Открытие музея для по
Для спасения убранства собора тре воскоканифольную мастику, изготовлен сещения стало важным событием в по
бовалось принятие серьезных мер, а ную по методике художника Николая слевоенной жизни Ленинграда.
значит, вложение немалых средств. Васильевича Перцева. Значимым событием в культурной
И они – в сложные для страны послево Затем необходимо было решить не жизни города стало и открытие 27 ян
енные годы – были найдены. Работы по менее сложную задачу – восстановить варя 2004 года, в день 60летия полного
восстановлению Исаакиевского собора сцепление между кирпичной кладкой и освобождения Ленинграда от блокады,
возглавил опытный архитектор, руково штукатурным слоем. Для этого в специ мемориальной экспозиции «Чтобы пом
дитель Научнореставрационных произ ально проделанные в штукатурке отвер нили...».
водственных мастерских Александр Лу стия вводили раствор извести. В процессе Выставка, впервые представленная
кич Ротач. гашения он твердел и надежно связывал в Москве, посвящена памяти о «тихом»
В третьем зале выставочного про штукатурный слой с кладкой стен собора. подвиге людей самой мирной профес
странства представлены реставрацион Следующим этапом работ была рас сии – музейных сотрудников, сумевших
ные схемы. Это обязательный рабочий чистка росписей и их реставрация. Для в тяжелейшее время спасти для потом
материал художниковреставраторов. воссоздания утраченных фрагментов ков, для нас с вами, культурное достоя
В таких схемах фиксируется состояние художники обращались к авторским ние Родины.
произведения на разных этапах реставра эскизам и картонам с целью максималь
ции: до ее проведения, в процессе и после. ного приближения к первоисточнику. Фотографии: Е.И. Мохорев,
Схемы выполнены в размере оригинала, В случаях, когда авторских картонов не Государственный музей
что дает возможность увидеть вблизи находили, прибегали к изучению анало «Исаакиевский собор»
Экспозиция выставки «Чтобы помнили...».
Реконструкция мемориальной доски с именами
сотрудников Объединенного хозяйства музеев,
работавших в здании Исаакиевского собора
в 1941–1944 гг. Реконструкция памятной доски
с отзывом Д.А. Гранина, посетившего мемориаль-
ную экспозицию в подвале Исаакиевского собора 63
в апреле 2005 г.