Page 80 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 80
Ю.А. ЕГОРУШКИН, Р.Р. РАИМОВА, Р.З. ХУСАИНОВ,
генеральный директор архитектор-реставратор научный сотрудник
АО «ТСНРУ» АО «ТСНРУ» АО «ТСНРУ»
КАЛОРИФЕРНАЯ СИСТЕМА
СПАССКОГО СОБОРА В ГОРОДЕ ЕЛАБУГЕ
В Елабуге ведутся комплексные научные исследова- ской революции. В книге Н.И. Шишкина «История Елабуги с
ния Спасского собора (собора Спаса Нерукотворного древнейших времен» 1901 года есть фрагмент, который гласит,
что в начале XX века «австрийским инженером устроено духо-
Образа). Проект восстановления системы воздушно- вое калориферное отопление». Рассмотрим, как была устроена
го отопления для холодного двусветного основного система отопления.
объема храма выполнили специалисты АО «ТСНРУ». Дореволюционные системы отопления церквей России –
это интересная, комплексная тема на стыке истории, археоло-
Елабужский Спасский собор – один из старейших и наибо- гии, архитектуры и инженерии. Древнейшие из отапливаемых
лее значимых православных храмов Татарстана – был построен храмов, о которых мы имеем точные сведения, относятся к
в период с 1808 по 1816 год на месте двух кирпичных церквей, XVI столетию. Это трапезные церкви монастырей: Ферапон-
летнего и зимнего храмов. Возведение собора стало важным това, Пафнутьева-Боровского, Андроникова в Москве, Мака-
этапом в истории Елабуги, отразившим рост влияния города рьевского в Калязине и других. Назначение этих палат было
как культурного и духовного центра Прикамья. Инициатива двойным: в них не только молились, но и трапезничали, здесь
строительства принадлежала местным купцам и меценатам, ко- же проходили и собрания братии. Очевидно, что эти помеще-
торые стремились заменить обветшавшие каменные церкви, не ния – основное место сбора насельников обители – не могли
отвечавшие потребностям растущего города. не отапливаться. Во многих местах для этого служила древняя
Архитектура собора выполнена в стиле классицизма с эле- система, известная еще в античности: под храмом устраивали
ментами барокко, что характерно для храмового зодчества истопную – помещение с мощной печью, от которой шли ото-
начала XIX века. Его монументальный пятиглавый силуэт, пительные каналы, скрытые в стенах.
украшенный лепниной и арочными окнами, доминировал над Интересно, что, помимо отопительных, в храме устраивали и
городской застройкой, подчеркивая статус Елабуги как уездно- вентиляционные каналы: это было необходимо, чтобы в помеще-
го центра. Внутри храм был расписан фресками на библейские нии не возник угар. Каналы располагались внутри стен таким об-
сюжеты, а иконостас, созданный местными мастерами, считал- разом, чтобы прогрев помещений был равномерным. Это способ-
ся образцом церковного искусства. ствовало и сохранности фресок. В подклете под трапезной палатой
Собор играл ключевую роль в духовной жизни региона: могла находиться и монастырская кухня. Печь, расположенная в
здесь проводились крупные праздники, крестились представи- истопной, бывала огромной. Ее топили мощными бревнами, кото-
тели известных елабужских династий, включая семью Шиш- рые тлели по целой неделе, обеспечивая ровное тепло в помещении
киных. В советский период, в 1930-х годах, храм был закрыт, а на протяжении всего этого времени.
его помещения использовались как склад и мастерские. Рестав- Одно из древнейших описаний системы отопления церкви мы
рационные работы начались лишь в конце XX века, и к 2000-м находим в труде архидиакона Павла Алеппского «Путешествие в
годам собор был возвращен верующим. Сегодня он не только Московию», относящемся к событиям середины 50-х годов XVII
действует как религиозный центр, но и входит в туристические века. Приехавшие из Сирии путешественники, патриарх Анти-
маршруты, привлекая внимание сохранившимися фрагмента- охии Макарий III и его спутники, были шокированы российским
ми росписей и исторической атмосферой. климатом. «В первое воскресенье Рождественского поста наш вла-
Спасский собор города Елабуги перестраивался и модифи- дыка патриарх опять служил... в верхней церкви, после того как
цировался на протяжении всего XIX века вплоть до Февраль- истопили ее каптуры с вечера вследствие наступившего сильного
холода. Оттого-то епископ и построил эту церковь, сделав для нее
печь снизу, дабы, когда он будет служить в ней в холодное время,
нагревали ее каптур с вечера большим количеством дров, а поутру
открывали бы отдушники вверху и тепло входило бы в нее, так что
в ней становилось словно в бане».
Как мы видим, описываемый храм был «теплым» и отап-
ливался с помощью печи, находившейся под ним. В Ново-
Афонском монастыре в XIX веке все здания обогревались
центральной отопительной системой. В подвальных помеще-
ниях каждого корпуса действовали дровяные печи. От них
шли магистральные воздуховоды, которые представляли собой
широкие коридоры с кирпичными арочными сводами. От них
отходили боковые воздуховоды или керамические трубы, про-
ложенные в толще стены, которые и доставляли теплый воздух
в помещения.
Впоследствии в XIX веке стали применяться пневматические
печи, получившие затем название калориферных. Суть такого
78