Page 80 - Зодчий_1-2025 постранично
P. 80

Ю.А. ЕГОРУШКИН,              Р.Р. РАИМОВА,                     Р.З. ХУСАИНОВ,
          генеральный директор         архитектор-реставратор            научный сотрудник
          АО «ТСНРУ»                   АО «ТСНРУ»                        АО «ТСНРУ»
          КАЛОРИФЕРНАЯ СИСТЕМА



          СПАССКОГО СОБОРА В ГОРОДЕ ЕЛАБУГЕ



          В Елабуге ведутся комплексные научные исследова-      ской революции. В книге Н.И. Шишкина «История Елабуги с
          ния Спасского собора (собора Спаса Нерукотворного     древнейших времен» 1901 года есть фрагмент, который гласит,
                                                                что в начале XX века «австрийским инженером устроено духо-
          Образа). Проект восстановления системы воздушно-      вое калориферное отопление». Рассмотрим, как была устроена
          го отопления для холодного двусветного основного      система отопления.
          объема храма выполнили специалисты АО «ТСНРУ».          Дореволюционные  системы  отопления  церквей  России  –
                                                                это интересная, комплексная тема на стыке истории, археоло-
            Елабужский Спасский собор – один из старейших и наибо-  гии, архитектуры и инженерии. Древнейшие из отапливаемых
          лее значимых православных храмов Татарстана – был построен   храмов,  о  которых  мы  имеем  точные  сведения,  относятся  к
          в период с 1808 по 1816 год на месте двух кирпичных церквей,   XVI  столетию.  Это  трапезные  церкви  монастырей:  Ферапон-
          летнего  и  зимнего  храмов.  Возведение  собора  стало  важным   това,  Пафнутьева-Боровского,  Андроникова  в  Москве,  Мака-
          этапом  в  истории  Елабуги,  отразившим  рост  влияния  города   рьевского  в  Калязине  и  других.  Назначение  этих  палат  было
          как  культурного  и  духовного  центра  Прикамья.  Инициатива   двойным: в них не только молились, но и трапезничали, здесь
          строительства принадлежала местным купцам и меценатам, ко-  же проходили и собрания братии. Очевидно, что эти помеще-
          торые стремились заменить обветшавшие каменные церкви, не   ния – основное место сбора насельников обители – не могли
          отвечавшие потребностям растущего города.             не отапливаться. Во многих местах для этого служила древняя
            Архитектура собора выполнена в стиле классицизма с эле-  система, известная еще в античности: под храмом устраивали
          ментами  барокко,  что  характерно  для  храмового  зодчества   истопную – помещение с мощной печью, от которой шли ото-
          начала  XIX  века.  Его  монументальный  пятиглавый  силуэт,   пительные каналы, скрытые в стенах.
          украшенный лепниной и арочными окнами, доминировал над   Интересно,  что,  помимо  отопительных,  в  храме  устраивали  и
          городской застройкой, подчеркивая статус Елабуги как уездно-  вентиляционные каналы: это было необходимо, чтобы в помеще-
          го центра. Внутри храм был расписан фресками на библейские   нии не возник угар. Каналы располагались внутри стен таким об-
          сюжеты, а иконостас, созданный местными мастерами, считал-  разом, чтобы прогрев помещений был равномерным. Это способ-
          ся образцом церковного искусства.                     ствовало и сохранности фресок. В подклете под трапезной палатой
            Собор  играл  ключевую  роль  в  духовной  жизни  региона:   могла находиться и монастырская кухня. Печь, расположенная в
          здесь проводились крупные праздники, крестились представи-  истопной, бывала огромной. Ее топили мощными бревнами, кото-
          тели  известных  елабужских  династий,  включая  семью  Шиш-  рые тлели по целой неделе, обеспечивая ровное тепло в помещении
          киных. В советский период, в 1930-х годах, храм был закрыт, а   на протяжении всего этого времени.
          его помещения использовались как склад и мастерские. Рестав-  Одно из древнейших описаний системы отопления церкви мы
          рационные работы начались лишь в конце XX века, и к 2000-м   находим в труде архидиакона Павла Алеппского «Путешествие в
          годам собор был возвращен верующим. Сегодня он не только   Московию», относящемся к событиям середины 50-х годов XVII
          действует как религиозный центр, но и входит в туристические   века.  Приехавшие  из  Сирии  путешественники,  патриарх  Анти-
          маршруты,  привлекая  внимание  сохранившимися  фрагмента-  охии Макарий III и его спутники, были шокированы российским
          ми росписей и исторической атмосферой.                климатом. «В первое воскресенье Рождественского поста наш вла-
            Спасский собор города Елабуги перестраивался и модифи-  дыка  патриарх  опять  служил...  в  верхней  церкви,  после  того  как
          цировался на протяжении всего XIX века вплоть до Февраль-  истопили ее каптуры с вечера вследствие наступившего сильного
                                                                холода. Оттого-то епископ и построил эту церковь, сделав для нее
                                                                печь снизу, дабы, когда он будет служить в ней в холодное время,
                                                                нагревали ее каптур с вечера большим количеством дров, а поутру
                                                                открывали бы отдушники вверху и тепло входило бы в нее, так что
                                                                в ней становилось словно в бане».
                                                                  Как  мы  видим,  описываемый  храм  был  «теплым»  и  отап-
                                                                ливался  с  помощью  печи,  находившейся  под  ним.  В  Ново-
                                                                Афонском  монастыре  в  XIX  веке  все  здания  обогревались
                                                                центральной отопительной системой. В  подвальных помеще-
                                                                ниях  каждого  корпуса  действовали  дровяные  печи.  От  них
                                                                шли магистральные воздуховоды, которые представляли собой
                                                                широкие коридоры с кирпичными арочными сводами. От них
                                                                отходили боковые воздуховоды или керамические трубы, про-
                                                                ложенные в толще стены, которые и доставляли теплый воздух
                                                                в помещения.
                                                                  Впоследствии в XIX веке стали применяться пневматические
                                                                печи,  получившие  затем  название  калориферных.  Суть  такого


          78
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85