70 let pobedy - page 45

дворец-музей. Ящики для транспортиров-
ки вещей из этого музея были сделаны на-
спех, одного размера, что, соответственно,
осложнило работу по их отбору
8
. Из ко-
ротких записей участника эвакуации 1941
года, научного сотрудника Ораниенбаум-
ских дворцов-музеев З.Л. Эльзенгр мож-
но проследить этапы проведенных работ:
«27-го инвентаризация, дела по консерва-
ции музейных вещей и здания, 28-го пере-
носка из фондов в нижний этаж. Мебель,
вазы, материи… 30-го укладка ваз. Акты
на перемещение»
9
. Упакованные ящики с
ораниенбаумскими музейными предмета-
ми направлялись в Петергоф, так как с 29
июня 1941 года Ораниенбаумские дворцы-
музеи и парки «включили в число Петер-
гофской дирекции»
10
.
В послевоенных воспоминаниях об эва-
куации музейных ценностей Петергофа в
1941 году, составленных непосредствен-
ным участником событий М.М. Ребанэ
11
,
содержится следующая информация: по-
сле объявления войны сотрудники музея
должны были превратить предприятие в
объект обороны и одновременно начать
«спасать ценности дворцов и парков»
12
.
«Музейные работники стали снимать и
собирать предметы убранства… Это было
очень сложное дело. Каждый предмет надо
было… проверить по описям не только в
смысле установления соответствия с опи-
санием, но, в особенности, в смысле того,
можно ли и как можно его эвакуировать.
Только после такой тщательной проверки
заактировалось соответствующее решение
и предмет подвергался к необходимой об-
работке, упаковке и укладке в ящик. Каж-
дый предмет заворачивался в бумагу или
полотно (иной еще и в вату, в отдельную
коробку или в войлок). На обвертке или
коробке наносился шифр предмета, а в
описях отмечалось, в какой ящик предмет
уложен»
13
.
В неполных четыре месяца, довольно
короткий для таких работ срок, по свиде-
тельству М.М. Ребанэ, удалось не только
тщательно, по всем правилам музейного
хранения, упаковать и отправить в эва-
куацию большую часть наиболее ценных
вещей петергофской коллекции, но и осо-
бым образом, с применением специальной
технологии, спрятать в земле парковую
скульптуру. «Из парковой скульптуры, –
указывал он, – эвакуировали главным об-
разом позолоченные бронзовые фигуры,
носившие подписи их мастеров. Осталь-
ные… были спрятаны в “Гроте”… Что же
касается мраморных статуй, то дело в от-
ношении их осложнилось. …решили за-
хоронить их в земле <…> Для захороне-
ния каждой статуи были вырыты нужных
размеров ямы. Дно и стены этих ям были
“облицованы” хорошо утрамбованной гли-
ной, чтобы ограничить приток в яму воды.
Затем на дно ямы настилался довольно
Н.М. Михайлов и З.Л. Эльзенгр
за упаковкой китайского фарфора перед эвакуацией. 1941 г.
43
Музейные работники в Танцевальном зале
Большого Петергофского дворца. 1941 г.
М.А. Тихомирова и представитель от школы ЛВУ
у изъятых из захоронения статуй «Юпитер» и «Жрица». Май 1945 г.
1...,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44 46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,...116
Powered by FlippingBook