Л.В. Бардовская,
главный хранитель ГМЗ «Царское Село»
Дворцы
города Пушкина
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила...»
Косоприцельным огнем бил из дворца пулемет,
Мы, отступая последними, в пушкинском парке
Деву, под звяканье пуль, в землю успели зарыть.
Время настанет – придем. И молча под липой столетней
Десять саперных лопат в рыхлую землю вонзим...
«Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой»,
Льется, смывая следы крови, костров и копыт.
«Царскосельская статуя», 1943 г. Владимир Лифшиц
Великая Отечественная война стала
своеобразным рубежом, разделившим
жизнь царскосельского музея на «до» и
«после». Огромные потери, пустые глаз-
ницы Екатерининского дворца, руины на
месте некоторых павильонов, навсегда
уничтоженные или утерянные предметы
искусства – вот что увидели вернувшие-
ся в город сотрудники музея. Все, что
было после – это история титанического
труда, колоссального душевного вклада
реставраторов. По крупицам, в результа-
те огромной исследовательской работы
было восстановлено очень многое, но
даже сейчас, к сожалению, мы не можем
сказать, что полностью вернулись к до-
революционному или хотя бы довоенно-
му состоянию.
Сейчас мы ведем масштабную ре-
ставрацию Александровского дворца,
которую планируется завершить к 2018
году. В 2016-м примет первых посети-
телей павильон «Арсенал», а обновлен-
ный комплекс Императорской фермы
откроет двери через три года.
Ольга Таратынова,
директор ГМЗ «Царское Село»
В апреле 1917 года во всех пригородных
императорских резиденциях вокруг Петро-
града были созданы приемочные комиссии,
на которые была возложена ответствен-
ность за осмотр и описание состояния худо-
жественного имущества дворцов, которым
предстояло стать музеями.
В Царском Селе комиссию возглавил
архитектор и искусствовед Г.К. Лукомский
(1884–1952). Времени для проведения заду-
манной работы было предоставлено крайне
мало. Художественно-историческая комис-
сия, работавшая в царскосельских дворцах –
Екатерининском и Александровском, со-
стояла из людей высоко-профессиональных,
обеспокоенных состоянием зданий, интерье-
ров, произведений искусства. В первом путе-
водителе, составленном по Екатерининскому
дворцу в 1918 году, Г.К. Лукомский призы-
вал: «Пора чинить все и чинить основатель-
но, иначе будет поздно и придется тогда уже
не ремонтировать, а реставрировать».
1
Спе-
циалисты комиссии старались отметить все,
что требовало повышенного внимания. Ху-
дожник С.Е. Зарин вел специальную опись-
обмер, в которой фиксировал состояние всех
предметов
архитектурно-декоративного
убранства, отдельных фрагментов. Он за-
фиксировал, зарисовал, описал и обмерил
все убранство интерьеров Екатерининского
дворца, засвидетельствовав необходимость
проведения самых неотложных работ. Пер-
вым номером указана Янтарная комната, в
которой был необходим ремонт осыпавших-
ся янтарных панелей. Первые профилакти-
ческие работы были осуществлены прямо на
месте, в интерьере.
Комиссия начала свою деятельность в не-
большом составе: председатель Г.К. Луком-
ский, заместитель – В.К. Лукомский (брат);
член-хранитель М.И. Рославлев; хранитель
В.И. Яковлев; сотрудники – А.С. Комело-
ва, Е.Н. Якоби, В.Э. Роде, И.А. Судравская,
Ф.Г. Бернштам, Э.Ф. Голлербах. Все лето они
прожили в Церковном флигеле Екатеринин-
ского дворца-музея, чтобы в максимально
короткие сроки провести инвентаризацию
предметов, создать музейную экспозицию
52