дущий специалист по вопросам искусства –
26 сентября 1941 года получил назначение
на охрану музейных предметов в пригородах
Ленинграда. Об осмотре дворцов, упаковке
музейных предметов и их вывозе свидетель-
ствуют документы 18-й армии и устные рас-
сказы и воспоминания жителей (А.С. Ивано-
вой, Л.В. Котовой и Е.С. Гладковой), которые
в дни оккупации находились в Пушкине и
многое видели своими глазами.
27
29 сентября 1941 года в полевом журнале
боевых действий 18-й армии группы войск
«Север» была сделана запись: «...ротмистр
граф Сольмс из штаба группы армий, ко-
торому поручено отобрать произведения
искусства в императорских резиденциях,
просит поставить охрану в городе Пушки-
не, где взрыв авиабомбы причинил некото-
рые повреждения (разрушены стены, по-
толок с плафоном в Большом зале – Л.Б.)».
Эта запись устанавливает дату разрушения
Большого зала. Вероятно, тогда же сделано
фото, которое постоянно иллюстрирует раз-
рушения в этом интерьере. Скорее всего, оно
сделано немецкими военными. «В настоящее
время солдаты на передовой своими неосто-
рожными действиями могут нанести дворцу
ущерб, в связи с чем охрана поручена 50-му
армейскому корпусу…». Это же подтверж-
дает финский генерал П. Талвела, который
осматривал дворец; 3 марта 1942 года он на-
шел его состояние удовлетворительным.
В документах этого корпуса находятся
важные для нас записи:
«01.10.1941. Красногвардейск (так в пред-
военные годы именовалась Гатчина – Л.Б.)…
в район действия корпуса прибыли ротмистр
граф Сольмс и гауптман Пенсген».
«14.10.1941. Красногвардейск… Транс-
портировка экспертами по искусству… гра-
фом Сольмсом и …Пенсгеном предметов ис-
кусства из Гатчины и Пушкина… среди них
облицовка стен Янтарного зала из замка в
Пушкине (Царское Село), в Кенигсберг...»
(впервые сделано уточнение, что комнату
транспортируют в Кенигсберг. Это свиде-
тельствует о том, что решение о ее хранении
и местонахождении было принято заранее,
задолго до ее вывоза из Пушкина – Л.Б.).
В Пушкине осмотр и вывоз музейных
предметов осуществляли, как следует из
вышеприведенных архивных документов,
Сольмс
28
и Пенсген.
В России наиболее известен один из
представителей рода – граф В. Фридрих
фон Сольмс-Зюнневальде (1730–1783).
Он являлся прусским чрезвычайным по-
сланником и полномочным министром в
России в 1760–1770 годах. Сопровождал
в поездках по ней принца Генриха Прус-
ского (брата прусского короля Фридриха
II), вел дневник его пребывания в России
в 1770 году. Для нас в этой связи интересно
и важно то обстоятельство, что господин
посланник неоднократно встречался с им-
ператрицей Екатериной II (решая государ-
ственные вопросы). Так, 10 августа 1770
года в Царское Село прибыл вице-канцлер
князь Голицын вместе с графом В.Ф. фон
Сольмсом. В Янтарной комнате дворца го-
сподин посланник имел приватную ауди-
енцию у Екатерины II. Затем последовал
обед в узком кругу (Камер-фурьерский
журнал).
29
Знаменательный факт: именно
летом 1770 года императрица Екатерина
II завершила работы в Янтарной комнате.
Интерьер приобрел вид и состояние, кото-
рое имел до 1941 года. Можно предполо-
жить, что этого события коснулись при об-
суждении за обедом государственных дел
посланник и императрица. Думаю, не под-
лежит сомнению, что офицер Отто Сольмс
знал, что его предок бывал в Царском
Селе и видел комнату в далеком 1770 году
(возможно, в семье сохранялась об этом
информация).
30
Возможно, не случайно, а
«по наследству» ему поручили занимать-
ся отбором и осмотром художественных
произведений в пригородных музеях Ле-
нинграда, руководствуясь перечнем (или
списком) предметов, подлежащих вывозу в
Германию, номером один в котором, повто-
римся, была Янтарная комната
31
.
В октябре 1941 года конвой с музейными
предметами из Пушкина был отправлен на
Запад. Вместе с Сольмсом эту операцию осу-
ществлял гауптман Георг Пенсген
32
.
Маловероятно, чтобы такие серьезные
специалисты, как О. Сольмс и Г. Пенсген, ра-
ботая на передней линии фронта с коллекци-
ей произведений искусства, собранной рус-
скими императорами, всемирно известными
шедеврами, не сделалифотосессии в интерье-
рах дворцов и не произвели фотофиксации
музейных предметов, которые отправляли
в Германию. Однако до настоящего времени
не обнаружены ни списки вывезенных пред-
метов, ни их фото. Между тем известно, что
Вермахт предоставлял для этих целей фото-
аппараты и фотолаборатории, работавшие в
полевых условиях (именно так было сделано
фото разрушенного Большого зала в сен-
тябре 1941 г.). Это тем более странно, если
учесть, что в Пскове была оснащенная база,
где проводили маркировку вещей (в отличие
от передовой линии фронта в Пушкине). Су-
ществуют, выполненные в 1941 году немец-
кими специалистами, – фото фарфоровых
блюд, мебели, живописи, графики, которые
фиксируют произведения искусства из при-
городных коллекций Ленинграда.
Музейные ценности транспортировали
через Гатчину, Лугу до Пскова (который
Большой зал Екатерининского дворца.
Разрушение. 1941 г.
Ш к
о
л
а
59
Арабесковый зал. 1944 г.