ли из рам, скрепляли попарно с интервалом
2–4 см и устанавливали в ящики; живопис-
ные полотна более 3,5 м накатывали на валы,
прокладывали бумагой, обертывали тканью
и клеенкой. Хрупкие предметы (стекло, фар-
фор, янтарь) укладывали в стружки, предва-
рительно завернув в бумагу. Ящики маркиро-
вали, в них закладывали описи упакованного.
С первого дня войны начали «освобождать»
от экспонатов залы обеих анфилад (Большой
и Малой): выносилось все в Предцерковный
зал дворца или в южную половину здания,
где находились реставрационныемастерские.
В этих помещениях производилась упаковка
перемещенных экспонатов. Интерьеры по-
прежнему украшали плафоны на потолках,
паркеты, шелка и элементы декоративной
отделки – их демонтаж на этой стадии не
предусматривался (это было связано с тем,
что не допускалась даже мысль о возмож-
ности захвата города врагами). Силы были
направлены на защиту музейных помещений
от пожаров, от осколков снарядов, от послед-
ствий бомбежек. «Чердачные перекрытия
над Большим залом и Церковью смазали
суперфосфатом. Ценные наборные паркеты
закрыли ковровыми дорожками ворсом вниз
и засыпали песком. Окна сначала заклеивали
бумагой, позднее марлей и плотной матери-
ей, предохранявшей от осыпания стекол. По
мере обострения военной опасности приемы
защиты дворцовых зданий изменялись. В
конце августа до 50% окон парадной анфи-
лады забили с наружной стороны толстыми
досками. А стены Янтарной комнаты оклеи-
ли сверху папиросной бумагой. Такие же
предохранительные меры были приняты и в
отношении стеклянной облицовки спальни
Екатерины II.
Во всех залах были установлены ящики
с песком и бочки с водой, а к ним – лопаты,
щипцы, совки. В качестве дополнительных
резервуаров использовали большие япон-
ские вазы.
Подобные мероприятия проводились и в
Александровском дворце.
В парковых павильонах окна успели за-
бить только частично, находившиеся в них
ценные предметы убранства укрыли в двор-
цовых подвалах»
14
.
5 июля 1941 года первый железнодорож-
ный состав с музейными предметами был от-
правлен в г. Горький.
Каждый хранитель получал свою часть
списков и начинал упаковку. Первой для
длительного путешествия в Екатерининском
дворце упаковывали коллекцию изделий из
янтаря. Г.Д. Нетунахина
15
и Т.Ф. Попова
16
приложили все свое умение, чтобы хрупкие
изделия не пострадали при перевозке. Их
труд увенчался успехом: сегодня мы гордим-
ся знаменитым собранием янтарных произ-
ведений.
По мобилизационному плану, который
вступил в действие, первым эшелоном от-
правлялись наиболее ценные экспонаты. За
их вывоз и хранение отвечали и отправи-
лись первыми в путь А.М. Кучумов
17
, глав-
ный хранитель Александровского дворца, и
Г.Д. Нетунахина, главный хранитель Екате-
рининского дворца. Экспонатом номер один
в Александровском дворце (с которого на-
чали упаковку) был гобелен, выполненный
по живописному оригиналу произведения
художницы Виже-Лебрен «Портрет Марии-
Антуанетты и ее детей». Он был навернут
на вал и уложен в большой ящик. Аналогич-
ным образом поступали и с другими круп-
ноформатными произведениями живописи:
в первый этап вывоза вошли все изделия из
драгоценных металлов; восточное оружие,
отделанное бирюзой, кораллами, серебром
(из Турецкой комнаты Александра II); две
мозаики итальянской работы (из Агатовых
комнат, XVIII в.); картины работы И. Айва-
зовского, Ф. Крюгера, Н. Рериха, И. Репина,
К. Брюллова, К. Маковского; ковры, коллек-
ция миниатюр, ценные художественные тка-
ни, люстры, канделябры, часы.
На экспонаты, отправленные вторым
составом в Горький, уже с трудом набрали
ящики и упаковку: не хватало людей и мате-
риалов (мужчины были призваны на фронт
и все работы выполняли женщины). Во вто-
рую очередь продолжили отправку экспона-
тов большой художественной и материаль-
ной ценности: торшеры из цветного стекла с
бронзой (Парадная голубая гостиная ЕДМ),
ампирные люстры, часы, канделябры; образ-
Коллектив сотрудников Александровского дворца. 1930-е гг.
Синий кабинет (Табакерка)
императрицы Екатерины II. 1930-е гг.
Парашютная вышка в Александровском парке
у Арсенала. 1930-е гг.
Екатерининский дворец.
Опочивальня императрицы Екатерины II. 1930-е гг.
55