произведений искусства, которые сегодня
украшают галереи Лондона, Парижа, Рима,
Вашингтона. Изъятия произведений искус-
ства производились до 1931 года. Эта ката-
строфа потребовала переписывания описей:
они были пересоставлены в 1938–1940 годах
хранителями, получившими образование
уже при Советской власти. Несмотря на все
сложности, связанные с новым историческим
периодом в жизни страны, во дворцах города
Пушкина (назван именем поэта в 1937 г.) на-
лаживалась музейная жизнь.
Были созданы книги учета музейных кол-
лекций; исследованымногие художественные
предметы, включенные в состав музейного со-
брания. В ходе генеральной инвентаризации
произошло окончательное разделение пред-
метов по коллекциям; по исторической и ху-
дожественной значимости (впоследствии это
сыграло определяющую роль при эвакуации
музейных коллекций в 1941 г.).
11
К 1930-м годам фасады Екатерининско-
го дворца заметно обветшали, что потре-
бовало их реставрации. Для ведения работ
был приглашен бывший придворный архи-
тектор императора Николая II – Сильвио
Амвросиевич Данини (1867–1942), опыт и
знания которого в этом вопросе оказались
незаменимы. Он выразил согласие при-
нять участие в реставрации фасадов дворца,
но этому проекту не суждено было осуще-
ствиться.
Срочной реставрации требовала также и
знаменитая Янтарная комната. Первая ин-
формация о плачевном состоянии янтарных
панелей и необходимости ее ремонта исходила
еще от императора Николая II. 18 апреля 1913
года он повелел Дворцовому управлению осу-
ществить необходимые работы. Их не успели
провести из-за начавшейся Первой мировой
войны. Серьезная реставрация нескольких па-
нелей производилась в 1933–1935 годах скуль-
птором И.В. Крестовским. Он работал в зале,
за ширмами, осуществлял подклейку отвалив-
шихся фрагментов янтаря и укреплял места
«вспучивания» облицовки. Однако к 1940
году другие фрагменты оказались в тяжелом,
а несколько из них – в критическом состоя-
нии. Профилактические заклейки были лишь
временной мерой – требовалась полноценная
реставрация в стационарных условиях.
Вероятно, хлопоты, связанные с рестав-
рацией Янтарной комнаты, фотофиксация
панелей, чем всегда сопровождаются рестав-
рационные работы, поиски материала для
работ – породили фантастическую версию о
том, что бригада советских реставраторов во
главе с А.О. Барановским изготовила копию
Янтарной комнаты, которую Сталин якобы
хотел подарить Гитлеру. И будто бы в июне
1941 года в Пушкине находились сразу три
янтарных комнаты – подлинник, копия и
эскиз. Подобная ситуация представляется
совершенно не реальной по той простой при-
чине, что все известные карьеры янтаря на-
ходились на территории Восточной Пруссии
и были недоступны.
В белую ночь с 22 на 23 июня 1941 года
в кабинете директора музея Владимира Ива-
новича Ладухина решали вопросы, связан-
ные с эвакуацией. «С этого дня содержани-
ем и смыслом нашей жизни, – вспоминала
В.В. Лемус, – стала работа по отбору, упа-
ковке и отправке вглубь страны старинных
картин, мебели, обивочных тканей, фарфора
и множества других предметов историко-
художественного значения. (В пушкинских
ансамблях было 72 554 ед. основного хране-
ния и около 100 000 ед. вспомогательного.)
Эвакуация музейных ценностей проводи-
лась по указанию центральных партийных и
правительственных органов…».
12
С 22 июня до начала оккупации прошло
всего 86 дней – и все это время в музее шла
напряженная работа по упаковке и отправ-
ке экспонатов. Еще в 1936 году в музее был
составлен особый список наиболее ценных
экспонатов, находившихся в обоих дворцах
и подлежащих вывозу в случае эвакуации.
13
Эти меры были продиктованы предыдущим
опытом музейной жизни (в 1918 г., когда
Н.Н. Юденич наступал на Петроград, наи-
более ценные предметы из коллекции двор-
цов были эвакуированы в Москву). После
Советско-финской войны 1939–1940 годов
стало очевидно, что близость государствен-
ной границы диктует свои правила безопас-
ности, поэтому подготовка к упаковке на-
чалась срочно, сразу же после сообщения
директора о начале войны (хотя никто из
сотрудников музея не допускал мысли, что
враг может занять г. Пушкин).
Экспонаты упаковывали тщательно, в со-
ответствии с нормативами: картины вынима-
Ш к
о
л
а
54
Камеронова галерея. 1940 г.