70 let pobedy - page 65

Ш к
о
л
а
63
Гвидо Рени, Г. Робера, авторские чертежи
архитекторов Павловска – Ч. Камерона,
Дж. Кваренги, Т. Томона, К. Росси, П. Гонза-
га; несколько предметов мебели
2
.
13 июля из Павловска в Горький была
отправлена 2-я очередь музейных сокровищ,
состоявшая из 1659 музейных предметов
3
.
31 июля специальным распоряжением
Ленгорсовета директорам Пушкинских
дворцов-музеев и Павловского дворца-
музея предлагалось оставить в Горьком в
качестве ответственного хранителя всех
музейных ценностей из Пушкина, Слуцка
4
,
Петергофа А.М. Кучумова, а в качестве его
помощника Е. Г. Левенфиш.
Третья очередь музейных экспонатов, со-
стоящая из 3168 предметов, из Павловска
была отправлена в город Сарапул 20 авгу-
ста 1941 года.
5
В этот же день директором
Павловского дворца-музея была назначена
А.И. Зеленова, отозванная из Музея исто-
рии и развития Ленинграда.
Четвертую очередь отправить в тыл
было уже невозможно, так как железнодо-
рожные пути были блокированы немецки-
ми войсками.
Последующие отправки музейных экс-
понатов из Павловска были осуществлены в
Ленинград: 4-я очередь – 1 сентября, 5-я – 3
сентября, 6-я – 5 сентября. Таким образом,
в Ленинград было отправлено 2180 музей-
ных предметов, где местом хранения для
музейных предметов пригородных дворцов-
музеев стал Исаакиевский собор. Окна и
купол собора были замаскированы. Несмо-
тря на попадание снарядов, собор выстоял.
Но отсутствие вентиляции и чрезмерная
влажность постоянно угрожали сохранно-
сти экспонатов. В конце 1943 года многие
музейные предметы из Исаакиевского со-
бора были перемещены в Государственный
Эрмитаж, Академию художеств, Музей
истории и развития Ленинграда и Дом за-
нимательной науки.
Консервация музейных ценностей
С июля 1941 года параллельно с от-
правкой в эвакуацию музейных предметов
во дворце и парке проводились работы по
консервации музейных залов, парковых па-
вильонов, осуществлялось укрытие скуль-
птуры. У сотрудников музея даже не воз-
никала мысль о возможности оккупации
пригородов Ленинграда, поэтому все рабо-
ты сводились к тому, чтобы уберечь вещи
в случае последствий военных действий –
пожара, взрывной волны, артобстрела. Вся
мебель была снесена и размещена на первом
этаже, причем все гарнитуры были переме-
шаны, чтобы в случае возгорания в одном
месте сохранились предметы, находившиеся
в другом. Фарфор, стекло и другие хрупкие
предметы были размещены в кладовых, рас-
положенных в подвале Павловского дворца.
Античная скульптура также была укрыта
и засыпана песком в одном из подвальных
помещений, а вход в него был замурован
и замаскирован, чтобы фашисты не наш-
ли этот тайник, и действительно, во время
оккупации он не был обнаружен. В ящики
комодов были сложены ткани: драпировки
и портьеры. Зеркала, стекла окон второго
и третьего этажей были заклеены тканью,
а окна первого этажа были заколочены до-
сками и засыпаны песком. Художественные
паркеты были закрыты коврами ворсом
вниз и засыпаны слоем песка в два– три
сантиметра. На чердаках и в помещениях
дворца были расставлены емкости с песком
и водой для тушения пожаров и зажига-
тельных снарядов.
В августе были начаты работы по захо-
ронению парковой скульптуры. Для этого
были вырыты ямы, на дно которых пред-
варительно насыпался песок. Все эти ра-
боты проводились конспиративно. Планы
укрытия скульптуры были засекречены
6
.
Художник в Греческом зале.
Фотография до 1941 г.
Большой дворец. Парадный плац. Общественные мероприятия.
Фотография до 1941 г.
1...,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64 66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,...116
Powered by FlippingBook