70 let pobedy - page 62

1
Лукомский Г.К. Краткий каталог музея «Екатерининский
дворец». Пг., 1918. С. 34.
2
Архив ЕДМ. Ф. III, 130–131.
3
Яковлев Всеволод Иванович (1884–1950) закончил рисоваль-
ную школу Общества поощрения художеств (занимался в ней
изучением прикладного искусства); архитектурное отделение
Академии художеств (был пенсионером в Италии); работал по
архитектурно-археологическим обмерам новгородских церквей
и памятников; на раскопках древнего Херсонеса. Путешество-
вал по России, изучая памятники искусства и старины. Про-
фессор архитектуры. Был профессиональным художником-
акварелистом. На службе Комиссии по управлению дворцами
и парками Детского Села и Павловска с 1918 года. Занимался
историей Царского Села с 1911 года. Написал ряд книг и статей
о дворцах и парках Детского Села. Его можно назвать одним
из первых профессиональных музейных работников Советской
России.
Одновременно В.И. Яковлев занимался проектированием и
строительством в г. Пушкин (выстроил в 1933–1934 годах на
углу Оранжерейной улицы дугообразный корпус по неосущест-
вленному проекту архитектора В.П. Стасова и приспособил
здание для учебных целей института, надстроив второй этаж
со стороны двора).
Во время войны с семьей попал в оккупацию (это сложное вре-
мя жил в Кингессепе, работал в школе учителем черчения и ри-
сования). Освобождение встретил осенью 1944 года в Эстонии.
С конца 1944 года работал архитектором в Гатчине, а затем
перешел на работу преподавателем в Высшее художественно-
промышленное училище им. В.И. Мухиной. Работал в составе
нескольких творческих коллективов по созданию и установке
в Ленинграде памятников Н.Чернышевскому, А. Грибоедову,
К.Д. Ушинскому (Архив ГМЗ «Царское Село». Ф. III. Д. 112 – О
преобразовании Художественно-исторической комиссии в Ди-
рекцию музея. 1918 г.).
4
Якоби Е. Н. после окончания гимназии слушала лекции в Ар-
хеологическом институте и по истории искусства и эстетике в
институте С. Зубова.
5
Комелова А.С. занималась искусством в частной мастерской
художника К.Я. Крыжицкого в Академии художеств и слушала
лекции по истории искусств в Археологическом институте.
6
Полякова Е.Д. училась в Рисовальной школе Общества
поощрения художеств, слушала цикл лекций Е.А. Сабанеева по
истории искусств. Работала в мастерской живописца К.Я. Кры-
жицкого
7
Армадерова А.Н. окончила Школу рисования Общества
поощрения художеств. Работала в мастерской художников
Я.Ф.ЦионглинскогоиД.Н.Кардовского.Слушалалекциипоисто-
рии искусства и философии в Петроградском университете.
8
Андреевская А.Е. владела французским, английским и немец-
ким языками. Специалист по библиотечному делу.
9
Муханова А.Ф. владела немецким, французским и англий-
ским языками. Работала в мастерской К.Я. Крыжницкого. Спе-
циалист по миниатюрам
10
Александрова-Ступина А.М. работала в дворцовом управ-
лении в период Гражданской войны, затем в 1920–1930 годах и
оставалась в г. Пушкине в период оккупации и работала в музее
уже после войны.
11
Работу координировала Центральная инвентаризационная
комиссия, подразделения которой находились в каждом музее. В
ее состав входили А.М. Кучумов (Пушкин), Ю.В. Смирнов (Гат-
чина), А.И. Зеленова (Павловск). Именно им пришлось в первые
дни войны спасать те музейные предметы, которые они же ин-
вентаризировали (около 300 000 ед.).
12
Лемус В.В. Эвакуация музейных ценностей из г. Пушкина
(1941–1945 гг.). Историческая справка (на правах рукописи) //
архив ГМЗ «Царское Село». №1316.
13
Список составлен в 1936 г. и практически повторял с не-
большими изменениями перечень, составленный в 1918 г. Г.К. Лу-
комским.
14
Лемус В.В. Эвакуация музейных ценностей из г. Пушкина
(1941–1945 гг.). Историческая справка (на правах рукописи) //
архив ГМЗ «Царское Село». №1316.
15
Нетунахина Галина Дмитриевна (1905–1988) – хранитель
Екатерининского дворца-музея до 1941 года. В 1942–1944 го-
дах – ответственный хранитель Новосибирского хранилища
музейных ценностей. С июня 1945 по январь 1947 года – главный
хранитель Центрального хранилища музейных фондов. С янва-
ря1945года–заведующаянекрополямиГосударственногомузея
городской скульптуры, а с 1952 по 1963 год – его директор.
был оккупирован через две недели по-
сле нападения гитлеровской Германии на
СССР). В октябре 1945 года это был уже
глубокий тыл фашистских войск: в Пскове
находились штаб и другие подразделения
группы армий «Север» и, конкретно, «От-
дел по охране культурно-художественных
ценностей». Им руководил уполномочен-
ный Главного Штаба армий «Север» граф
Эрнст Отто Сольмс-Лаубах. Его деятель-
ность сводилась к сохранности получен-
ных и обнаруженных предметов, их учету,
фотофиксации и подготовке к дальнейшей
транспортировке.
В период 1941–1944 годов Псков был
основной базой складирования культурно-
художественных ценностей всего Северо-
Запада, со сложившейся единой центра-
лизованной службой, осуществлявшей в
оккупированных областях мероприятия по
конфискации. Главная штаб-квартира нахо-
дилась в Берлине, откуда выезжали квалифи-
цированные, заранее подготовленные экспер-
ты этих подразделений, входившие в состав
рабочих групп и зондеркоманд по обследова-
нию музейных собраний, памятников, библи-
отек, архивов. Ими составлялись отчеты.
33
К сожалению, нам не известна в полной
последовательности цепочка передвижений
музейных предметов, как и судьба многих
произведений: мы знаем, что часть экспони-
ровалась на выставках в Пскове, Риге и Ке-
нигсберге в период 1942–1943 годов.
После освобождения Пушкина в 1944
году начался розыск музейных предметов,
которые могли оставаться на освобожден-
ной территории. Все мы знаем по рассказам
очевидцев, из литературных источников,
архивов, кинохроники, прессы, как искали
музейные предметы.
Уже весной 1944 года началась разборка
завалов в здании дворца: искали фрагменты
убранства. Небезуспешно. Экспонаты (или
то, что от них оставалось) находили в боль-
шом количестве в парках, в городе и вокруг
него. В землянках, в блиндажах, в домах,
в квартирах, где размещались офицеры и
солдаты, находили куски тканей, содран-
ных со стен в интерьерах дворцов; там же
были мебель, фарфор; облицовочные пане-
ли, которыми «украшали» оккупанты свои
«интерьеры». Наборные двери из Агатовых
комнат, двери карельской березы из Алек-
сандровского дворца использовали в каче-
стве мостков через канавы в парках.
Множество фрагментов – осколков мра-
морных скульптур, каменных ваз, фарфора,
каминов тщательно собирали в парках в на-
дежде восстановить впоследствии.
Сегодня, оглядываясь назад, можно ска-
зать, что бои за город в 1941 и 1944 годах и два
крупных пожара (1943и1944) нанеслиогром-
ный ущерб дворцам Царского Села. Погибли
прекрасные интерьеры, которые известны
нам только по фотографиям. Потерян Китай-
ский театр. Исчез охотничий домик Алексея.
Все деревянные постройки уничтожены. Но
все же большая часть зданий уникального ар-
хитектурного комплекса сохранилась. К сча-
стью, заложенные фашистами 11 авиабомб в
Екатерининском дворце и в парковых пави-
льонах были вовремя обезврежены. Восста-
новление архитектурно-паркового ансамбля
связано с многолетней кропотливой работой
реставраторов и научных сотрудников. Этот
период в истории дворцов заслуживает вни-
мания и изучения. Сегодня дворцы Царского
Села соединяют в себе творческий гений ар-
хитекторов прошлого и мастерство реставра-
торов нашего времени.
60
1...,52,53,54,55,56,57,58,59,60,61 63,64,65,66,67,68,69,70,71,72,...116
Powered by FlippingBook