70 let pobedy - page 63

16
Попова Тамара Феодосьевна (1904–1980) – заместитель
директора по научной части дворцов-музеев г. Пушкина; в
1944–1945 годах – заведующая некрополями Государственного
музея городской скульптуры; заместитель директора по науч-
ной работе Государственного Русского музея.
17
Анатолий Михайлович Кучумов (1912–1993) – в 1927 году
приехал в Ленинград. В 1933 году поступил работать в Екате-
рининский дворец-музей: экскурсовод, научный сотрудник, уче-
ный, хранитель комнат Александра III. В 1935 году – хранитель
Екатерининского дворца; в 1936 году – хранитель комнат Алек-
сандра II и фондов; в 1937 году – заведующий Александровским
дворцом-музеем. С начала войны он был назначен ответствен-
ным хранителем всех эвакуированных музейных ценностей.
С ноября 1941 года – ответственный за эвакуацию музейных
ценностей пригородных дворцов из г. Горького в г. Новосибирск. В
январе 1942 года назначен директором музея-хранилища Ленин-
градских дворцов в г. Новосибирске (будущее ЦХМФ).
18
Кучумова А.М. (1910–1994). Жена А.М. Кучумова. До 1941
года – научный сотрудник Пушкинских дворцов-музеев; с 1941–
1956 годов научный сотрудник ЦХМФ; в 1956–1965 годах – на-
учный сотрудник Павловского дворца-музея.
19
Зинаида Михайловна Скобликова – научный сотрудник
Екатерининского дворца-музея, сопровождала предметы мебе-
ли из редких гарнитуров XVIII века; среди них 80 разновеликих
китайских панно коромандельского лака XVII–XVIII вв. Они
были вмонтированы в стены царской и великокняжеской лож
Китайского театра в Александровском парке и представляли
собой большую художественную ценность.
З.М. Скобликова увлеченно изучала мебельное убранство му-
зея, но более всего – паркеты. Она с восторгом рассказывала о
деревянных «коврах» музея, и с горечью – об их гибели. О них она
много писала, составляла картотеки и прилагала много усилий,
чтобы их эвакуировали, но «нельзя объять необъятное».
20
Историческая справка И.И. Лемус и ее устные воспомина-
ния.
21
Кучумов А.М. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб. : Арт-
Палас, 2004. С. 113.
22
Тамже.С«Девушкой»связанатрогательнаяистория.Среди
ополченцев был молодой поэт В. Лившиц, который участвовал в
укрытии скульптуры. В январе 1942 года он написал стихотво-
рение, в котором (иносказательно, так как шла война и нельзя
было раскрывать ориентиры) описал работы по укрытию на
случай, если все участники акции погибнут, а выжившие найдут
скульптуру, прочитав его стихи. Низкие кусты сирени, большая
полукруглая железная скамья и полуторостолетняя липа на-
дежно укрыли место, куда закопали скульптуру в августе. При-
мятая трава поднялась, проросла и закомуфлировала место за-
хоронения скульптуры-фонтана «Девушки с кувшином» (1816 г.,
скульптор П.П. Соколов) – символа царскосельских парков. Ее из-
влекли из земли ранней весной 1944 года. Этот первый экспонат
был посажен на задрапированную тканью табуретку в комнате
I этажа Лицея – так была открыта первая символическая вы-
ставка. О стихотворении рассказала мне Зоя Иосифовна Левит,
знавшая поэта лично.
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила…»
Косоприцельным огнем бил из дворца пулемет.
Мы, отступая последними, в пушкинском парке священном
Деву, под звяканье пуль, в землю успели зарыть.
Время настанет – придем.
И молча под липой столетней
Десять саперных лопат в рыхлую землю вонзим…
«Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой!
Льется, смывая следы крови, костров и копыт».
Царскосельская статуя // Царское Село в поэзии. 1750–2000.
Антология. 122 поэта о Городе муз / сост. Б. Чулков. СПб., 199.
С. 234.
Такдесятьбезвестныхополченцев,жителейЛенинграда,спас-
ли замечательное произведение искусства от уничтожения.
Сегодня наша скульптура имеет много «сестер»: гипсовый
экземпляр в ГРМ; чугунный – в парке Суханова, в парке; мра-
морный – в Испании, у Бетанкура; в Глинике – переплавлен в
1942 году. Там находится новый – копия; в парке замка Бритц –
копия с нашего; в Екатерининском парке – копия; оригинал – в
фондах музея. Один экспонат породил 8 произведений.
23
Янтарная комната не была демонтирована, так как при-
оритетными считались коллекции и движимые произведения
искусства. «Демонтировать хрупкие мозаичные янтарные
панно «без реставраторов-специалистов казалось варвар-
ством. Попытка (предпринятая! – Л.Б.) вынуть их из стен
силами неквалифицированных рабочих угрожала осыпанием
янтарных пластин и разрушением всего художественного про-
изведения. При этом до последней минуты оставалась надежда
на то, что вражеские войска будут задержаны под городом
Пушкиным. Однако остановить врага удалось лишь у стен Ле-
нинграда». Получившая в 80-е годы ХХ века название «восьмого
чуда света», Янтарная комната представляла собой около 100
м2 балтийского янтаря, весившего более 6 т, выложенного на
стенах в виде сложной мозаики с вставками из зеркал, флорен-
тийских мраморных мозаик (Пьетра Дура) и деревянных золо-
ченых обрамлений. Демонтаж такого произведения требовал
времени, квалифицированных специалистов-реставраторов и
материалов. Все это отсутствовало в музее в период эвакуа-
ции. Во время оккупации комната была демонтирована солда-
тами 55-го строительного батальона, упакована, вывезена в
Кенигсбергский замок, и там экспонировалась. Ее подробным
изучением занялся доктор А.А. Роде: крупнейший специалист
по янтарю в Германии, который все о ней знал, но никогда не
видел. Последний раз драгоценными художественными пане-
лями, невредимыми и целыми, любовались в апреле 1945 года.
Дальнейшая судьба шедевра до сих пор неясна: существует
множество версий, догадок, вариантов. Приходится признать
неизбежное – ее местонахождение неизвестно, но гибель про-
изведения искусства не подтверждена ни одним документом.
В 1979 году были завершены работы в интерьере, где раз-
мещалась до 1941 года облицовка янтарем. Было решено про-
извести воссоздание янтарного убора. 31 мая 2003 года (в год
300-летия Санкт-Петербурга – Л.Б.) Президент России В.В.
Путин и канцлер Германии Герхард Шредер в присутствии глав
30 государств открыли новую воссозданную комнату на месте
старой, исторической.
24
Поскольку она была калекой (больная нога), срочно поки-
нуть город ей было сложно. Поэтому она стала одной из первых
жертв оккупации. По доносу ее доставили в гестапо, застенки
которого находились в Зубовском флигеле (Китайский зал и под-
вал Приспешной кухни).
25
Розенберг Альфред (1893–1946). Из семьи ревельского са-
пожника. Архитектор, образование получил в Москве. Учился
в Париже, затем в Мюнхене. Увлекся идеями нарождавшегося
национал-социалистического движения и стал верным соратни-
ком Гитлера. С 1941 года – министр оккупированных восточных
территорий.
26
Хоунт Саймон. Коллекция украденных шедевров. Москва,
2007. С. 49.
27
К рассказам и свидетельствам очевидцев относили особенно
внимательно, но тщательно проверяли. Ценный материал со-
хранила память Л.Н. Котовой, А.С. Ивановой. Их слова пере-
давали разворачивающуюся картину утрат, ужасающую ди-
намику грабежа и разрушений. Мы надеемся, что воспоминания
об этих годах послужат базой для дальнейших исследований в
этой области.
Контр-адмирал Борис Гаврилович Новый много лет занимался
поисками скульптуры, которая была зарыта летом 1941 года
в Екатерининском парке (См. об этом: Из истории утраченной
скульптуры Екатерининского парка // История Петербурга,
2006. №5(33)). Его не стало в августе 2014 года, но остались его
чертежи и наработки, которые помогут исследователям.
28
Граф Сольмс-Лаубах Эрнст Отто (1890–1977); изучал
в Мюнхене (1911–1914) историю искусства. С 1929 года был
куратором в Liebighaus; с 1938 года – директор исторического
музея г. Франкфурт-на-Майне. Читал лекции по истории ис-
кусства. Получил прекрасное образование и особую известность
за приверженность фотографии. Ввел фото в ранг музейной
науки: обучал студентов фотофиксации каждого музейного экс-
поната, каждого произведения искусства. Требовал, чтобы этим
умением владели профессионально все музейные хранители.
Род Сольмсов принадлежит к элите немецкой нации. Много-
численный графский и княжеский род известен с XIII века.
29
Камер-фурьерские журналы. 1695–1918 гг. в 100 т. Т. 18,
1770–1771. СПб., 2009, 10 августа. С. 181.
30
Также любопытно, что из этой семьи родственницей импе-
ратрицы Александры Федоровны (жены императора Николая
II) была Элеонора Сольмс-Гогенсольмс-Лих – последняя великая
герцогиня Гессенская, ее невестка.
31
О деятельности человека, занимавшегося вывозом музейных
ценностей из пригородных дворцов г. Ленинграда, практически
ничего не публиковали советские исследователи.
Между тем, он пережил все военные действия, а по-
сле 1948 года был назначен директором Музея искусства во
Франкфурте-на-Майне; являлся кавалером Ордена Почетного
легиона во Франции (так как помог найти и вернуть в музеи
Франции похищенные произведения искусства).
32
Офицер Георг Пенсген участвовал в транспортировке ху-
дожественных ценностей из пригородов Ленинграда. Непосред-
ственно руководил демонтажем Янтарной комнаты, ее упаков-
кой и отправкой в Кенигсберг. После 1945 года – директор музея
в Хейдельберге. Деятельность человека, занимавшегося в равной
степени с Сольмсом вывозом музейных ценностей, практически
не рассматривалась советскими исследователями.
33
«Отчет оперативной группы «Ингерманланд» о поездке к
царским дворцам в ноябре 1941 года. Состав группы: Вундер,
Штеве, Пастор, водитель Хейнен.
Позднее к группе присоединился фон Крузенштерн. Данный
документ является первой частью общего отчета этой группы
об инспекции царских дворцов. Вторая часть отчета («О совре-
менном состоянии царских дворцов»).
В этой первой части основное внимание уделяется таким
вопросам, как подготовка группы к поездке, ее экипировка, пу-
тевые впечатления, встречи с представителями вермахта и
других структур, причастных к вызову КХЦ, особенности от-
ношения к Штабу со стороны этих структур. Кратко затра-
гивается деятельность различных групп во дворцах, состояние
КХЦ и их вызов.
Группа первоначально прибыла из Берлина в Ригу, где и гото-
вилась к поездке. Подготовка к поездке описывается детально
вплоть до состояния двигателя автомобиля, профессиональных
качеств водителя, особенностей обмундирования и экипиров-
ки (одежда, питание, табак и пр.). В подготовке помогала ГРГ
«Остланд». Поездка из Риги в Северскую, где расположен штаб
18-й армии, заняла 2 дня. Вундер полагает, что целесообразно
перевести штаб-квартиру группы «Ингерманланд» в Таллин.
Тогда группа в случае срочной необходимости сможет добрать-
ся до Петербурга за 1 день.
Анализируется отношение офицеров армии к служащим
Штаба (гражданским). В связи с этим обсуждается вопрос о
смене работниками Штаба коричневой партийной формы на
серую военную. Приводится пример группы Кюнсберга и СД.
В Сиверской у майора Рихтера группа получила карты и про-
пуска. Там же она неожиданно столкнулась со второй группой
Штаба во главе с д-ром Эссером. В Сиверской стало известно,
что большую часть КХЦ царских дворцов вывез граф Сольмс.
Библиотеки вывезла группа Кюнсберга. Анализируется отноше-
ние с ней с указанием конкретных лиц. Представителем группы
Кюнсберга в этом районе является зондерфюрер д-р фон Хен.
Он обещал поддержку Штабу.
Описывается состояние КХЦ в царских дворцах, но не очень
подробно. Среди прочего упоминается о 30 ящиках с книгами,
оставленных в Гатчинском дворце группой Кюнсберга, о коллек-
ции фарфора, укрытой графом Сольмсом под террасой в Цар-
ском Селе, об обнаруженном «в одной из пяти церквей Сергиева
монастыря» позолоченном алтаре в стиле «барокко».
Подчеркивается слабая материальная обеспеченность Шта-
ба и недостаточные людские ресурсы по сравнению с группой
Кюнсберга. Последняя имеет «свой взвод СС» и грузовые маши-
ны, а «без этого здесь делать нечего». Ф. 3676, оп. 1, д. 149, л.
263–284. Рига, декабрь 1941 г.
Ш к
о
л
а
61
1...,53,54,55,56,57,58,59,60,61,62 64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,...116
Powered by FlippingBook