Ш к
о
л
а
66
августе. 20 октября 1943 года она была рас-
формирована, большинство испанских на-
емников вернулись домой. На мраморной
колонне балкона «Палатки» сохранилась
надпись на испанском языке: «Viva Spania
1943». Эта глубоко процарапанная в мра-
море испанским солдатом надпись – как не-
заживающая рана, горькое напоминание о
пребывании испанских оккупантов в стенах
дворца.
Тихий подвиг музейщиков
Музейные сотрудники всех пригород-
ных дворцов-музеев после занятия приго-
родов нацистами прибыли в Ленинград и
по приказу Управления дворцов и парков
Ленинграда были переведены на казар-
менный режим. Музейщики разместились
рядом со спасенными музейными предме-
тами – в подвалах Исаакиевского собора.
Благодаря сохранившемуся дневни-
ку хранителя Гатчинского дворца-музея
С.Н. Балаевой
9
мы знаем о том, как герои-
чески переносили музейщики тяжелую
жизнь в блокадном Ленинграде: «19 сентя-
бря – «Составление паспорта сундука с вы-
шивкой Павловского дворца музея (вместе
с Зеленовой и Вейс)»
10
и далее «5 декабря –
Комиссия по реставрации картин (Кали-
тин и Рябов из Эрмитажа). Просмотрены
картины Павловска, Пушкина, Гатчины.
Признаны необходимыми заклейка и ча-
стично закрепление. 10 декабря – упаковка
картин для отправки в Эрмитаж, 11 дека-
бря – перевозка картин в Эрмитаж и сдача
их по акту для реставрации.
11
24 марта 1943
года – плесень на картинах из Павловска.
Просушка их»
12
.
Освобождение и пожар
24 января 1944 года Павловск был
освобожден Советской армией. В сообще-
нии Совинформбюро отмечалось: «Вой-
ска Ленинградского фронта продолжали
успешное наступление. Наши пехотинцы,
танкисты и артиллеристы, преодолевая
сильный огонь противника, с юго-запада
обошли город Пушкин (Царское Село) и
город Павловск (Слуцк). Другие советские
части стремительно атаковали противника
с фронта. В результате ожесточенных боев
сопротивление немцев было сломлено.
Гитлеровцы, засевшие в долговременных
укреплениях, не выдержали ударов наших
войск и начали в беспорядке отступать.
Овладев городами Пушкин и Павловск,
наши части захватили много орудий, в
том числе дальнобойных, крупные склады
с боеприпасами и военным имуществом.
Противник понес большие потери в живой
силе».
Павловский дворец серьезно пострадал
во время пожара в январе 1944 года сра-
зу же после освобождения от оккупации.
В результате него произошло обрушение
кровли, во многих местах выгорели пере-
крытия. Сохранились кадры кинохроники
горящего дворца, фотографии ТАСС, вос-
поминания очевидцев этого пожара. 8 ян-
варя 1991 года в газете «Невское время»
была опубликована статья журналиста
Бориса Метлицкого, где он, ссылаясь на
информацию бывшего начальника Управ-
ления по делам искусств В.А. Колобаш-
кина, пишет: «Когда в январе 1944 года
началось освобождение Ленинграда от
вражеской блокады, сотрудники Управле-
ния по делам искусств не могли, не имели
морального права оставаться в стороне.
Ведь к ним возвращалось то, что они за-
ботливо опекали в предвоенные годы.
Как можно скорее взглянуть на состояние
пригородных дворцов-музеев – вот что
двигало ими. Раздобыв у военных джип,
Колобашкин вместе с главным архитекто-
ром Н.В. Барановым двинулись вслед за
наступающими советскими войсками. Все
заметено снегом, дорог нет, сплошная це-
лина… Большой Екатерининский дворец
произвел удручающее впечатление: со-
рванная крыша, выломанные окна и двери,
частично выгоревшие залы парадной рас-
треллиевской анфилады, искалеченная, за-
валенная обломками мраморная лестница.
Наполовину уничтоженный Большой зал.
До Павловска – три километра. Добрались,
перекатываясь с сугроба в сугроб, вовсю
работая лопатами. Еще издали стало ясно:
Галерея Гонзаго в руинах.
Фотография 1944 г.
Галерея Гонзаго во время пожара.
25 января 1944 г.
Горящий Павловский дворец.
25 января 1944 г.
Горящий Павловский дворец.
25 января 1944 г.