70 let pobedy - page 78

оказалось отсутствие «рабсилы» и необ-
ходимых материалов. Немногочисленные
сотрудники музея стремились сделать все
возможное: обходы, договоры о снятии гип-
совых форм, зарисовки профессиональных
художников.
Огромная работа силами сотрудников му-
зея под руководством бессменного хранителя
музейного некрополя Н.В. Успенского велась
по спасению исторических могил и уникаль-
ной коллекции мемориальной скульптуры. В
склеп Благовещенской усыпальницы были
помещены предметы из фонда некрополей:
27 бронзовых досок, 2 бюста, 6 скульптур и
5 барельефов. Защитными сооружениями
были укрыты в Некрополе XVIII века па-
мятники: М.В. Ломоносову, Д.И. Фонвизину,
М.И. Козловскому, Е.С. Куракиной, Е.И. Га-
гариной. Мраморная скульптура надгробий
А.С. Попова и П.А. Талызина была зарыта в
землю. Были сняты с памятников и укрыты
в земле 13 бронзовых и мраморных скуль-
птур с надгробий Некрополя Мастеров ис-
кусств: А.П. Бородина, А. Бозио, И.П. Ви-
тали, Ф.М. Достоевского, В.А. Каратыгина,
В.Ф. Комиссаржевской, А.Г. Рубинштейна,
В.В. Стасова, Ф.И. Стравинского, П.И. Чай-
ковского и многих других. Знаменитые брон-
зовые быки работы скульптора В.И. Демут-
Малиновского были привезены с южной
окраины города от мясокомбината и установ-
лены в Некрополе Мастеров искусств, непо-
далеку от могилы их создателя.
В некрополе «Литераторские мостки»
также сняты и укрыты в земле бронзовые бю-
сты А.Н. Апухтина, Г.З. Елисеева, С.Я. Над-
сона и др.
Музей сумел организовать временную
новую экспозицию Благовещенской усы-
пальницы, посвященную генералиссимусу
А.В. Суворову, открыв доступ к могиле пол-
ководца со знаменитой эпитафией «Здесь ле-
жит Суворов», и обеспечив со стороны музея
систематическое наблюдение за сохранно-
стью мрамора.
Важной стороной деятельности музея в
годы блокады было сохранение и обследо-
вание мемориальных досок. И в такое тяже-
лейшее время такая работа не прерывалась.
Музейные сотрудники пешком обходили от-
даленные концы города, фиксируя состояние
мемориальных досок и передавая их на ответ-
ственное хранение управдомам. Иногда доски
снимались с фасадов и хранились в подвалах
бомбоубежищ. Ни одна мемориальная доска,
состоящая на музейном учете, в годы войны не
исчезла. В память о жизни блокадного города
сотрудники музея сохранили и памятную над-
эластичны, чем мешки с песком, и позволяют
более тщательно укрывать каждую деталь
памятника. Поверх матов устанавливался де-
ревянный каркас, на который делался накат
из земли и глины. Над ним монтировался еще
один каркас-обшивка. Акт на приемку работ
«по маскировке и закреплению памятника
Николаю I был составлен уже 27 июля 1941
года.
Особо следует отметить, что заявка на ма-
териалы для укрытия памятника Петру I ра-
боты Б. К. Растрелли, установленного перед
Михайловским замком, была передана в му-
зей еще 24 июня, т. е. раньше, чем городские
власти приняли решение об укрытии памят-
ников. Архитектор-реставратор А.Э. Гессен
предложил проект, который и был осущест-
влен: конная скульптура демонтировалась с
постамента и помещалась в котлован, выры-
тый неподалеку.
Подобный же характер – снятие с поста-
ментов и укрытие в земле – носили работы
по мраморным скульптурам Диоскуров, кон-
ным группам на Аничковом мосту и фигурам
манчжурских львов Ши-цза на Петровской
набережной.
В годы блокады были спасены от возмож-
ных разрушений памятники С.М. Кирову,
В.И. Ленину у Смольного и у Финляндского
вокзала, И.А. Крылову, И.Ф. Крузенштерну,
древние сфинксы, Александровская колон-
на (установлены специальные «растяжки»,
фиксирующие вертикальность колонны в
пространстве).
По всем памятникам предполагалось
предварительно провести обмеры и соста-
вить проектную документацию, раскрываю-
щую суть и объемы проведенных работ. На-
пример, проект укрытия памятника Ленину
у Финляндского вокзала предусматривал:
укрепление фигуры металлическим кольцом
с растяжками, установку деревянных кон-
струкций вокруг скульптуры и постамента с
засыпкой песком и укладкой мешков. Указа-
ны объемы работ: 1000 м
3
земли, 600 м
3
песка,
1200 мешков, 23 м
3
древесины. Интересны
подробности работ по фигурам Диоскуров
на устоях ворот Конногвардейских казарм.
Предполагалось спустить фигуры на землю
и зарыть их в заранее подготовленные кот-
лованы. Для спуска скульптур уже в конце
июня была устроена эстакада протяженно-
стью 18 м.
Конную статую Петра I у Инженерного
замка также необходимо было снять и за-
рыть в земле. В конце июня уже был вырыт
котлован, и установлен Кировским заводом
подъемный кран для снятия скульптуры.
Скульптура должна была быть подготовлена
к укрытию нанесением на поверхность брон-
зы защитного покрытия из воска, вазелина,
тавота, скипидара.
Если первоначально в июне 1941 года ра-
боты по укрытию памятников велись в том
числе различными организациями, то посте-
пенно организация работ по укрытию памят-
ников, не оконченная в первые недели войны,
в дальнейшем фактически велась лишь Музе-
ем городской скульптуры. На многих памят-
никах требовалось провести работы второй
и третьей очереди, совершенствуя систему
укрытия, усиливая их, поддерживая в надле-
жащем виде. Эта деятельность продолжалась
вплоть до полного снятия блокады.
Согласно планам и отчетам музея за
1941–1944 годы абсолютно ясно, что му-
зей неоднократно и настойчиво ставил во-
прос об укрытии памятников А.В. Суворо-
ву, М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю де Толли,
Екатерине II, Румянцевского обелиска и др.
Основной причиной того, что не все памят-
ники были обеспечены надежной защитой,
Памятник Петру I перед Михайловским замком демонтирован и укрыт в земле, 1941 г.
Фото № 10823 из архива ГМГС
76
1...,68,69,70,71,72,73,74,75,76,77 79,80,81,82,83,84,85,86,87,88,...116
Powered by FlippingBook