70 let pobedy - page 80

Маскировка. Стены зданий закладывали
мешками с песком, золоченые шпили ма-
скировали у Петропавловского собора, Ве-
ликокняжеской усыпальницы, Монетного
двора. Немцы не стреляли прямой наводкой
по памятникам культуры, им важнее были
военные объекты, к таковым они относили
здание Арсенала в Кронверке и стреляли по
нему. Поэтому в Петропавловской крепости
больше пострадала северная часть, ближняя
Петропавловская
крепость
во время войны
Петропавловская крепость никогда не теряла своего военно-стратегического
значения. В годы Великой Отечественной войны ее бастионы были укреплены для
обороны города. На многих из них располагались зенитные батареи и проектор-
ные установки. Уже в первые недели после войны крепость готовили к обороне
города. Июль 1941 – подготовка к артобороне. Меншиков, Нарышкин, Зотов
бастионы – зенитные батареи и проекторные установки. Государев бастион –
звукоулавливатели-«слухачи». Открыт ряд заложенных бойниц на случай уличных
боев, в них установлены орудия. Штаб ПВО расположился в доме №3 крепости.
к Кронверку. Наиболее крупные налеты на
крепость – осень 1941 года: 8 и 19 сентября,
25 октября, 8 ноября.
На Государевом бастионе были установ-
лены звукоулавливатели-«слухачи», обна-
руживавшие вражеские самолеты при их
подлете к городу.
Меншиков бастион. В 1920–40-х годах
помещения находились в распоряжении Ле-
нинградского военного округа, здесь были ма-
стерские, гаражи, склады ЛВО. Во время Ве-
ликой Отечественной войны на Меншиковом
бастионе располагалась зенитная батарея.
Головкин бастион. Во время войны в свод
каземата в правом фланке бастиона попала
бомба.
Зотов бастион. Во время войны на вал-
ганге бастиона расположилась зенитная ба-
тарея и проекторные установки.
Никольская куртина. Перед войной ка-
зематы куртины были отданы под нужды
НКВД, впоследствии часть куртины были
арендованы Государственным Монетным
двором.
Екатерининская куртина. Во время Ве-
ликой Отечественной войны несколько ка-
зематов были разрушены прямым попадани-
ем фугасной бомбы. В 1951 году стены были
восстановлены.
Петропавловский собор. Собор постра-
дал от осколков – разбиты стекла и частично
повреждены стены. В 1942 году прошла про-
грамма убранства могил российских воена-
чальников. Во время Великой Отечествен-
ной войны наши воины, отправляясь на
фронт, посещали могилы великих русских
полководцев: А.В. Суворова в Александро-
Невской лавре, М.И. Кутузова – в Казан-
ском соборе, Петра I в Петропавловском
соборе – в годы войны его могила получила
строгое декоративное оформление по про-
екту архитектора Я.О. Рубанчика. Было
сохранено то, что осталось от дореволю-
ционного убранства захоронения и добав-
лены новые элементы. На фотографиях,
сделанных А.А. Григорьевым в 1944 году и
хранящихся в КГИОП Санкт-Петербурга,
видно, что многое из своеобразного музея
подношений на могилу основателя города
сохранялось с дореволюционных времен и
до того времени. Перед решеткой, отделяю-
щей могилы императоров XVIII века, про-
ложена ковровая дорожка, между могилами
стоят пальмы в кадках. Сверху спускаются
драпировки. У надгробия Петра I отчетливо
видно четыре венка, два киота с иконами,
над могилой на кронштейне – Пьета работы
Дж. Дзордзони, над ней помещено знамя,
рядом с Пьетой рама с иконой (очевидно,
это «мерная икона») как на фотографии на-
чала XX века, сделанной К. Буллой. Новым
было решение композиции, появившейся на
южных (закрытых) вратах собора. Они были
задрапированы, в нише врат на высокой под-
ставке была помещена голова Петра, выпол-
неннаяМарией Анной Колло для памятника
Петру I – «Медного всадника». Очевидно,
это гипсовая копия, которая в настоящее
время выставлена на экспозиции в Комен-
дантском доме Петропавловской крепости.
Выше помещена надпись со словами Пе-
тра, сказанными им перед Полтавским боем:
«А о Петре ведайте, что жизнь ему не доро-
га, только бы жила Россия», над ней даты:
«1672–1725» – годы жизни императора.
Приказ Петра Великого перед Полтав-
ским боем: «Ведало бы российское воинство,
Ш к
о
л
а
78
1...,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79 81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,...116
Powered by FlippingBook