70 let pobedy - page 83

двухметровой толщины и тяжелые двой-
ные двери с бронзовым литьем были самой
надежной защитой, которая могла быть в
городе, подвергавшемся постоянным бом-
бардировкам. От осколков одной из бомб,
разорвавшейся рядом с собором, остались
выбоины на нескольких колоннах западно-
го портика.
В 2004 году, через 60 лет после снятия
блокады, в подвале собора музей открыл
мемориальную экспозицию «Чтобы пом-
нили…», посвященную остававшимся и ра-
ботавшим в нем музейным сотрудникам.
Выставку хорошо знают наши нынешние
сотрудники, но в первую очередь она пред-
назначена для посетителей, на которых не-
изменно производит незабываемое впечат-
ление. Нашим работникам, пережившим
блокаду хотя бы детьми, адресована практи-
ческая поддержка со стороны музея. В этом
году мы оказываем дополнительную мате-
риальную помощь всем участникам войны
и блокадникам, работающим или долгое
время работавшим в нашем музее.
Выставка – дань памяти блокадникам
ушедшим. Материальная помощь – скром-
ная дань уважения к тем, кто жив. Перед
каждым юбилеем снятия блокады и перед
каждым юбилеем победы все отчетливее
становится вопрос: что можно сделать еще?
Да, сохранить для новых поколений память
блокадного
Ленинграда
о погибших, о разрушениях, о пережитых
лишениях, о спасенных шедеврах.
А еще – сохранить облик осажденного го-
рода в 900 тяжелейших дней в его истории.
Облик этот постепенно отступает, размы-
вается в дымке времени. Блокада уходит из
повседневной жизни, из памяти. Сохраняют-
ся сведения, документы, фотографии, но их
очень мало: основная причина – введенный
в начале войны и сурово соблюдавшийся на
всем ее протяжении запрет фотографирова-
ния на улицах города. Частные, любитель-
ские фотографии города редки: нарушение
запрета могло повлечь расстрел на месте.
Сохранившиеся фотографии – те, что дела-
ли немногочисленные журналисты по за-
данию редакций. Изображения проходили
строгий контроль, да и у самих журналистов-
фотографов срабатывали, конечно, и вну-
тренняя цензура, и желание, наверное,
искреннее, не нагнетать обстановку, стрем-
ление показывать хорошее, поддерживать
оптимизм. Показывали героизм защитников,
преодоление трудностей, необычные ситуа-
ции и события. Фотографии были оружием,
средством поддержки, или – обличительным
документом. Было не до того, чтобы думать
об эстетике городских пейзажей, какой бы
она ни была. Сейчас лишь по фрагментам не-
которых фотографий можно представить, ка-
кими они были, эти городские виды, какими
были общие впечатления от архитектурного
облика города, жившего в условиях, в кото-
рых жить было невозможно.
Исаакиевскому собору в этом отношении
повезло: сохранилось не менее 15 фотогра-
фий, на которых собор либо является глав-
ным частью изображения, либо его обшир-
ные фасады служат фоном для изображений
людей или событий, происходивших на двух
81
1...,73,74,75,76,77,78,79,80,81,82 84,85,86,87,88,89,90,91,92,93,...116
Powered by FlippingBook