70 let pobedy - page 91

(включая 7 с огромными валами) принадле-
жало Русскому музею, а остальные – Третья-
ковской галерее, экспонаты которой также
планировалось разместить в Молотовской
художественной галерее. Именно работам,
эвакуированным из Москвы, первоначально
были отданы отапливаемые помещения этой
галереи, и, как отмечает Г.А. Поликарпова,
в итоге «хранение оказалось “cмешанным”,
что противоречило элементарныммузейным
правилам и затрудняло охрану, а также про-
ведение профилактических мероприятий»
3
.
Ситуация усложнялась тем, что в эти два
года П.К. Балтуну приходилось постоянно
курсировать между художественной галере-
ей в городе Молотов и Соликамском, куда 10
октября 1941 года прибыли еще 483 ящиков
и тюков с экспонатами Русского музея. Та-
ким образом, П.К. Балтун поддерживал по-
стоянную связь с соликамским отделением,
руководителем которого был заведующий
отделом прикладного искусства ГРМ Борис
Николаевич Эмме, помогая ему «в решении
организационных, хозяйственных и хра-
нительских вопросов»
4
. Следует добавить,
что в этом небольшом городе в годы войны
хранились также экспонаты из других мо-
сковских музеев, собрание произведений со-
ветского времени, принадлежавших Дирек-
ции выставок и панорам, а также коллекция
Краснодарского художественного музея.
С первых дней работы филиала и его
отделения соблюдалось круглосуточное
дежурство сотрудников, предполагавшее
систематические осмотры всех внутренних
помещений и работы внешней охраны. В
то же время пребыванием этих экспонатов
и собраний других музеев в Молотове роль
последнего в художественной жизни стра-
ны военных лет отнюдь не ограничивалась.
Пожалуй, во многом благодаря обстоятель-
ствам, продиктованным условиями военно-
го времени, на несколько лет в уральском
городе, удаленном от культурных центров
Советской России, сложилась во многом
уникальная общность представителей твор-
ческой интеллигенции. «Город, сам испыты-
вающий нехватку жилья, сумел расселить
тысячи эвакуированных из Ленинграда, Мо-
сквы и других городов страны. С большими
трудностями удалось разместить только что
прибывший из Ленинграда театр оперы и
балета имени С.М. Кирова, а вместе с ним и
Ленинградское хореографическое училище.
Артисты Пермского театра уступили свою
сцену ленинградцам. А местная гостиница
“Центральная” стала родным домом на це-
лых три года для многих представителей
творческой интеллигенции Москвы, Ле-
нинграда и других городов»
5
. В итоге, как
пишет П.К. Балтун, «присутствие в Перми
нашего коллектива оказалось полезным
для научной, хранительской и выставочной
деятельности сотрудников галереи. Помощь
выражалась в самой различной форме: в
реставрации отдельных памятников искус-
ства, в консультации при проводимой гале-
реей каталогизацией своих коллекций, при
изучении, определении и датировке произ-
ведений и т.д.»
6
.
Все это, безусловно, имело немаловажное
значение в условиях сурового времени, пол-
ного испытаний и каждодневных буднич-
ных забот, позволяя приобщиться к миру
большого искусства жителям крупного про-
мышленного города на Каме, незадолго пе-
ред войной ставшего областным центром. И
в этом отношении важной была также прак-
тика показа работ ведущих мастеров отече-
ственного искусства из собрания Русского
музея на временных выставках, во многом
подсказанная подобным вынужденным со-
седством (оно, в свою очередь, переросло в
содружество и сотрудничество разных твор-
ческих организаций). Так, в июле 1942 года
коллектив филиала Русского музея озна-
комил постановщиков Кировского театра и
художника Ф.Ф. Федоровского, работавших
над постановкой оперой «Емельян Пугачев»
с рядом живописных и графических про-
изведений XVIII в. из коллекции ГРМ, что
способствовало успеху спектакля. Кроме
Скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком»,
изъятая из укрытия в Михайловском саду.
1945 г. Фотограф Н.П. Янов. ГРМ
Балтун Петр Казимирович,
с 1941 по 1945 годы – директор филиала
Русского музея в г. Молотов (Пермь)
Распаковка ящиков с живописью, прибывших из г. Молотов.
1946 г. Фотограф Г.И. Луговой. ГРМ
89
Соликамск. Троицкий собор.
Ящики с эвакуированными экспонатами различных музеев.
А.Н. Савинов. 1942 г. ГРМ
1...,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90 92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,...116
Powered by FlippingBook