им. Ф.Э. Дзержинского, в котором в 1938
году был открыт береговой факультет, уком-
плектованный в основном курсантами, при-
званными по спецнабору из студентов граж-
данских вузов, и путем призыва гражданских
лиц, имевших среднее техническое образова-
ние. Во ВВМИУ в 1940 и 1941 годах в резуль-
тате ускоренной подготовки были сделаны
два выпуска инженеров-электромехаников
береговой энергетики ВМФ.
Преподаватели и курсанты ВИТУ во время войны
Вклад ученых в победу в первую очередь
состоит в подготовке кадров для Воору-
женных сил до войны и в военные годы. Из
ВИТУ было сделано 8 выпусков военных
инженеров для берегового строительства и
один выпуск инженеров-электромехаников.
Выпускники в боевых условиях обеспечива-
ли победоносные действия военно-морских
сил на морских и озерных театрах военных
действий. Нередкими были случаи участия
их в боях на сухопутных фронтах войны.
С первого дня Великой Отечественной
войны ученые училища, параллельно с под-
готовкой кадров, включились в работу по
созданию условий для победы наших войск
над немецкими захватчиками. Академик
Б.Г. Галеркин был введен в состав комиссии,
созданной для решения вопросов оборони-
тельного строительства вокруг Ленинграда.
В нее вошли также руководители партий-
ных и советских органов города, командую-
щий войсками Ленинградского военного
округа и представители штаба военного
округа; от училища в состав этой комиссии
в качестве экспертов привлекались профес-
сора: Б.Д. Васильев, Н.А. Кандыба, С.А. Шу-
стиков, С.С. Голушкевич, Н.И. Унгерман и
др. Возглавил комиссию дивизионный ко-
миссар А.А. Кузнецов. Комиссией было при-
нято решение о создании оборонительных
рубежей на дальних и ближних подступах к
Ленинграду. Руководство этими рубежами
было возложено на начальника инженер-
ного управления Ленинградского фронта
подполковника Б.В. Бычевского и замести-
теля командующего фронтом по оборони-
тельному строительству генерал-майора
П.А. Зайцева. К руководству работами по
созданию укрепленных оборонительных
районов и рекогносцировочными работами
в районах возведения укрепленных узлов
был привлечен почти весь профессорско-
преподавательский
состав.
Начальник
кафедры аэродромов и гидроаэродромов
военинженер I ранга Е.С. Рукавишников
и преподаватель военинженер III ранга
И.И. Мальцев проводили изыскания и вы-
полнили проектные работы по строитель-
ству аэродромов в районах Сиверской,
Плеханово и Горской. Военинженер I ранга
Б.А. Урецкий участвовал в выборе места
строительства причалов для кораблей в рай-
оне поселка Лисий Нос на берегу Финско-
го залива. Большая группа профессорско-
преподавательского состава участвовала
в рекогносцировке оборонительных райо-
нов под Лугой, на Карельском перешейке.
Профессорско-преподавательский
состав
училища с первых дней войны принимал
участие в экспертной и проектной работе
при создании укрепленных оборонитель-
ных районов. Группу при начальнике ин-
женерной обороны Ленинграда возглав-
лял академик Б.Г. Галеркин. В нее входили
профессора: Б.Д. Васильев, Н.А. Кандыба,
Н.И. Унгерман, доценты: С.С. Голушкевич,
П.И. Клубин. Группами проектировщиков
руководили Б.Д. Васильев, С.А. Шустиков,
С.С. Голушкевич, Г.Н. Колокольцев, Г.А. Тер-
степанов.
Профессор Н.Н. Лукницкий оказывал
помощь в создании сборных железобетон-
ных огневых точек. Под руководством до-
цента С.А. Гельмана в лаборатории строи-
тельных материалов инженеры В.В. Рагозин
(будущий гроссмейстер) и техник Н.Т. Гу-
сенков организовали производство деталей
для оружия.
И.И. Чежин руководил строительством
причала в поселке Лисий Нос. Этот причал
в 1944 году сыграл большую роль в перебро-
ске войск Второй ударной армии на Орани-
енбаумский плацдарм перед снятием блока-
ды Ленинграда.
Доцент С.С. Голушкевич выполнил боль-
шую исследовательскую работу по опреде-
лению толщины льда, обеспечивающую
движение автомашин и танков через Шлис-
сельбургскую губу Ладожского озера. Эта
работа позволила построить ледовую дорогу
из поселков Ваганово и Кокорево (западный
берег Ладожского озера) в Кабоны (восточ-
ный берег). В строительстве ледовой дороги
приняли участие будущий начальник учи-
лища военинженер I ранга П.А. Никаноров
и преподаватель кафедры архитектуры вое-
нинженер III ранга Г.А. Архангельский.
Не прекращалась научно-исследова
тельская работа и после эвакуации в Яро
славль. Профессора и преподавательский
состав училища как в начале войны, так и в
последующие годы постоянно участвовали
в решении конкретных вопросов инженер-
ного обеспечения базирования сил флота и
усилению боеспособности береговой оборо-
94