1. Для руководства постройкой ледяной дороги по водной трассе мыс “ОСИНОВЕЦ” –
маяк КАРЕДЖИ назначается начальник 3-го отделения Автомобильно-Дорожного отдела
управления тыла фронта в/инженер [военинженер] 3 ранга т. ЯКУБОВСКИЙ.
2. Дорогу проложить по трассе мыс “ОСИНОВЕЦ” – маяк КАРЕДЖИ с учетом двусто-
роннего движения автомобильного и тракторного транспорта. Ширина проезжей части
дороги должна быть не менее 10 мтр [метров].
В районе ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО и маяк КАРЕДЖИ устроить перевалочные базы.
Вдоль всей трассы с промежутком в 5 км, начиная от ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО открыть
питательно-обогревательные пункты. На этих же перевалочных базах установить маслово-
догрейки и пункты техпомощи автотранспорту.
3. Для постройки дороги в распоряжение в/инженера 3-го ранга т. ЯКУБОВСКОГО
передать за счет порта “ОСИНОВЕЦ” один рабочий батальон (БОСС), 165 строительный
батальон и 88-й отдельный мостостроительный батальон; пять тракторов и 20 автомашин за
счет 17-й автобригады; 100 саней и 10 водяных насосов за счет Интендантского управле-
ния фронта; 100 лошадей за счет Отдела укомплектования штаба фронта.
4. К работе по устройству ледяной дороги приступить с 14 ноября с.г., произведя усиле-
ние льда путем искусственного намораживания с учетом окончания ее постройки одновре-
менно с ледоставом.
5. Интенданту фронта бригинтенданту т. НОВОСЕЛОВУ для оборудования ледяной
дороги (питательно-обогревательных пунктов) выделить в распоряжение в/инженера 3-го
ранга т. ЯКУБОВСКОГО 10 цеховых палаток, 9 чел. руководящего состава для работы на
пунктах и необходимое количество продуктов и инвентаря. Обеспечить вещевым имуще-
ством (зимним обмундированием) батальоны, выделяемые для работы.
6. Начальнику Санитарного управления Ленфронта в/врачу [военврачу] 1-го ранга
т. ВЕРХОВСКОМУ для организации питательно-обогревательных пунктов ледяной дороги
выделить 5 лекпомов с необходимыми медикаментами и противообмораживающими сред-
ствами.
7. Начальнику АБТУ Ленфронта полковнику т. ДЕМЕНТЬЕВУ для организации подвоза
грузов по ледяной дороге подготовить и выделить 40 тракторов СТЗ-ы и одну ремонтную
автомастерскую с запасными частями.
Срок подготовки и передачи тракторов и автомастерской в распоряжение начальника
Авто-Дорожного отдела в/инженера 1-го ранга т. МОНАХОВА – 16-е ноября с.г.
8. Начальнику Автомобильно-Дорожного Отдела Управления тыла Ленфронта в/инжене-
ру 1-го ранга т. МОНАХОВУ за счет 64-го ДЭПа перебросить одну ДКР в “Осиновец” для
организации Дорожно-комендантской службы на ледяной дороге, и подготовить для снаб-
женческих перевозок две авто-тракторные роты (60 тракторов) и две авто-транспортные
роты (120 машин).
9. Начальнику связи фронта генерал-майору т. КОВАЛЕВУ для организации проволоч-
ной связи на трассе ледяной дороги через ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО выделить роту связи за
счет полка связи с обеспечением ее необходимыми средствами проволочной связи. Срок –
17.11.41 г.
10. Общее руководство по постройке ледяной дороги мыс “ОСИНОВЕЦ” – маяк КА-
РЕДЖИ возлагается на начальника Автомобильно-Дорожного отдела в/инженера 1-го ранга
т. Монахова.
К работам приступить с 14.11.41 г. и постройку вести форсированным темпом.
Зам. комвойсками – нач. тыла Ленинградского фронта генерал-майор инт. службы ЛАГУНОВ
Военный комиссар тыла (ЛФ) Бригадный комиссар ЖМАКИН
тыла Ленфронта, следовательно, и за судьбу
самого города. В период 1941–45 годов это
генералы Ф.Н. Лагунов; начальник штаба
тыла фронта П.И. Новоселов; Г.М. Савонен-
ков
9
; зам. начальника штаба тыла фронта
А.М. Шилов. Сын генерала П.И. Новоселова
И.П. Новоселов, еще мальчиком прошедший
со своим отцом все военные дороги, отмеча-
ет, что не случайно богатый опыт этих людей
сыграл огромную организаторскую роль в
условиях блокады Ленинграда, когда на их
плечи легли обязанности по эвакуации мир-
ных жителей и раненых военнослужащих из
осажденного города. «Кроме того, было не-
обходимо обеспечивать этими же путями до-
ставку в блокадный город продовольствия,
боеприпасов, горючего, а также воинских
контингентов и техники. И самое главное,
что такую сложнейшую задачу приходилось
решать впервые в мировой практике ведения
боевых действий, причем это длилось не не-
дели и месяцы, а 900 дней блокады!»
10
.
Хорошо знавший начальника тыла
Д.В. Павлов
11
вспоминал: «Одним из орга-
низаторов обороны города был начальник
тыла войск Ленинградского фронта генерал-
лейтенант Ф.Н. Лагунов. Во время блокады
мне приходилось ежедневно иметь с ним
дело, видеть его в разной обстановке: в дни
тяжелых потерь на фронте, в дни полного ис-
тощения материальных ресурсов, а также в
радостные дни, когда наши боевые действия
были успешными. Он всегда оставался самим
собою: сосредоточенным, внешне спокойным,
с ясным планом действий»
12
.
Автор книги под значимым названием
«Стойкость» отмечал, что на долю генерала
выпало огромное количество сложных работ:
строительство дороги на льду Ладожского
озера, организация завоза продовольствия,
боеприпасов, эвакуация людей из Ленингра-
да, развертывание госпиталей, восстановле-
ние мостов и дорог, поврежденных авиацией
противника, обеспечение воинов передовых
частей маскировочными халатами, лыжами.
Даже такая, казалось бы, несложная зада-
ча превращалась в проблему, так как взять
лыжи на складах было невозможно, привез-
ти из других мест в условиях блокады горо-
да немыслимо. И тогда Феофан Николаевич
предложил обратиться к ленинградцам за по-
мощью, просить передать имеющиеся у них
лыжи военному ведомству, жители города от-
кликнулись, вопрос был решен.
Безусловно, одним из важнейших дел, воз-
ложенных на начальника тыла, было обеспе-
чение связи осажденного города с Большой
землей. Когда мы говорим о Дороге жизни,
то, прежде всего, вспоминаем о трассе, про-
ложенной по льду Ладожского озера. Это,
безусловно, не вполне корректно, потому
что так следует называть все коммуникации,
связывавшие город со страной. Сначала отра-
батывалась возможность переброски продо-
вольствия и людей из Ленинграда и в Ленин-
ПРИКАЗ ПО ТЫЛУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕДОВОЙ ДОРОГИ ПО ЛАДОЖСКОМУ ОЗЕРУ МЫС
«ОСИНОВЕЦ» – МАЯК КАРЕДЖИ
№ 0164
13 ноября 1941 г.
Ш к
о
л
а
99