ты Академии художеств, Ленинградского
инженерно-строительного и Московского
архитектурного институтов. С сентября
1942 года техническое, научное и художе-
ственное руководство этим процессом было
возложено на Л.А. Ильина, а после его гибе-
ли – на В.Ф. Твелькмейера.
С сентября 1941 года Александр Михай-
лович участвовал в работах по восстановле-
нию здания Ленинградского государствен-
ного академического театра оперы и балета
имени С.М. Кирова (ныне Мариинский те-
атр), разрушенного во время одной из пер-
вых бомбежек Ленинграда. Он выполнял
обмеры с натуры разрушенных частей, раз-
рабатывал проект восстановления. К концу
1941 года вчерне здание было восстанов-
лено. Но Александр Соколов вследствие
крайнего истощения и дистрофии слег на
больничную койку и только в марте 1942
года смог продолжить работу в качестве
руководителя архитектурной мастерской
Государственной инспекции по охране па-
мятников Ленинграда.
Одновременно с проектной деятельно-
стью Александр Михайлович продолжал
преподавательскую деятельность в ЛИСИ
(весь институт 14 марта 1942 года был эва-
куирован в Ессентуки, осенью того же года
в Барнаул, а в осажденном Ленинграде фа-
культетом руководил В.Ф. Твелькмейер,
при этом в городе оставалась объединенная
кафедра, на которой работали и препода-
вали И.И. Фомин, Г.Д. Гримм, В.И. Пиляв-
ский, А.М. Соколов), а также в Ленинград-
ском институте коммунального хозяйства и
в Академии художеств.
В марте 1943 года разрозненные бригады
архитекторов были объединены в Обмер-
ный цех производственной группы ГИОП,
состоявший из 7, а затем 8 архитектурно-
творческих мастерских, руководство кото-
рыми поручили Я.О. Рубанчику, А.П. Уда-
ленкову, С.Е. Бровцеву, Л.М. Тверскому,
А.М. Соколову, В.П. Яковлеву, В.В. Степа-
нову, Н.Н. Белехову.
В июле 1942 года в профессиональном
сообществе обсуждался вопрос, каким об-
разом проводить необходимые государству
строительно-технические,
археологиче-
ские, архитектурно-технические и рестав-
рационные обмеры памятников в столь
трудный для страны момент – трудный, в
том числе с финансовой точки зрения. Ар-
хитектор Соколов, основываясь на опыте
обмеров Павловского дворца-музея и учи-
тывая «условия опасности ближайшего
времени», предложил проводить фиксацию
графически. По его мнению, следовало от-
казаться от парадности в архитектурной
фиксации прежних времен и сосредоточить
усилия на полной и быстрейшей обмерной
фиксации большинства зданий, имевших
статус архитектурных памятников. В тя-
желейших условиях блокады научные со-
трудники Государственной инспекции по
охране памятников Ленинграда, включая
Александра Соколова, не жалея сил труди-
лись над составлением исторических спра-
вок о зданиях-памятниках. Обмерные чер-
тежи, созданные специальными бригадами
архитекторов, стали основными исходными
документами, позволившими по окончании
Великой Отечественной войны воссоздать
многие памятники.
Сложное военное время не помешало
ему участвовать в конкурсах на проекты
• 23 ноября 1944 года Бюро ГК ВКП(б) приня-
ло Постановление «О проведении подготови-
тельных работ по возобновлению строитель-
ства метрополитена в Ленинграде».
•
3 декабря 1946 года
Приказом № 795/цз,
подписаннымначальником «Главтоннельметро-
строя» генерал-директором пути и строитель-
ства II ранга М.А. Самодуровым, организуется
первый ленинградский филиал «Метропроек-
та» – «Ленметропроект».
•
29 января 1947 года
начальником «Ленме-
тропроекта» был назначен Валентин Михайло-
вич Ленин.
•
В 1948 году
было положено начало архи-
тектурного проектирования Ленинградского
метрополитена проведением двух конкурсов:
закрытого (заказного), с привлечением ряда
известных в то время ленинградских зодчих,
и открытого, в котором приняли участие архи-
текторы Ленинграда, Москвы, Киева, Сверд-
ловска.
•
К началу 1951 года
окончательно опреде-
лились авторы семи из восьми подземных
станций первой очереди Ленинградского ме-
трополитена. Этим же авторам было решено
поручить проектирование наземных станций.
Исключение составил наземный павильон
станции, совмещенный со служебным зданием
метрополитена (авторы А.А. Грушке, А.С. Гец-
кин, В.П. Шувалова).
•
В середине 1951 года
решилась участь стан-
ции «Владимирская». Первоначально ее не
планировали к пуску в первой очереди.
•
30 января 1952 года
одобрен проект стан-
ции «Владимирская».
•
8 октября 1955 года
со станции «Автово» от-
правился первый пробный поезд.
•
15 ноября 1955 года
осуществлен пуск пер-
вого участка Кировско-Выборгской линий от
станции «Автово» до станции «Площадь Вос-
стания» (Московский вокзал). Он стал празд-
ником для всех ленинградцев и коллектива
«Ленметропроекта», укрепившим уверенность
проектировщиков и вдохновившим их на даль-
нейшую успешную работу; начинаются регу-
лярные перевозки.
•
В декабре 1955 года
за разработку проек-
тов станций первой очереди ленинградского
метро почти все архитекторы были удостоены
государственных наград:
ордена «Трудового Красного Знамени» –
А.И. Кубасов, А.М. Соколов, С.Б. Сперанский;
ордена «Знак Почета» – Г.И. Александров,
А.К. Андреев, А.В. Васильев, В.В. Ганкевич,
Д.С. Гольдгор, А.А. Грушке, А.В. Жук, А.Е. Ле-
винсон, А.И. Прибульский;
медали «За трудовую доблесть» – А.С. Гецкин.
Архитектор А.К. Андреев. 1965 г.
Фотография из архива А.К. Андреева
Архитектор А.С. Гецкин. 1946 г.
Фотография из архива семьи А.С. Гецкина
106
Здание института Ленметрогипротранс
со встроенным вестибюлем станции «Владимирская»