70 let pobedy - page 108

ты Академии художеств, Ленинградского
инженерно-строительного и Московского
архитектурного институтов. С сентября
1942 года техническое, научное и художе-
ственное руководство этим процессом было
возложено на Л.А. Ильина, а после его гибе-
ли – на В.Ф. Твелькмейера.
С сентября 1941 года Александр Михай-
лович участвовал в работах по восстановле-
нию здания Ленинградского государствен-
ного академического театра оперы и балета
имени С.М. Кирова (ныне Мариинский те-
атр), разрушенного во время одной из пер-
вых бомбежек Ленинграда. Он выполнял
обмеры с натуры разрушенных частей, раз-
рабатывал проект восстановления. К концу
1941 года вчерне здание было восстанов-
лено. Но Александр Соколов вследствие
крайнего истощения и дистрофии слег на
больничную койку и только в марте 1942
года смог продолжить работу в качестве
руководителя архитектурной мастерской
Государственной инспекции по охране па-
мятников Ленинграда.
Одновременно с проектной деятельно-
стью Александр Михайлович продолжал
преподавательскую деятельность в ЛИСИ
(весь институт 14 марта 1942 года был эва-
куирован в Ессентуки, осенью того же года
в Барнаул, а в осажденном Ленинграде фа-
культетом руководил В.Ф. Твелькмейер,
при этом в городе оставалась объединенная
кафедра, на которой работали и препода-
вали И.И. Фомин, Г.Д. Гримм, В.И. Пиляв-
ский, А.М. Соколов), а также в Ленинград-
ском институте коммунального хозяйства и
в Академии художеств.
В марте 1943 года разрозненные бригады
архитекторов были объединены в Обмер-
ный цех производственной группы ГИОП,
состоявший из 7, а затем 8 архитектурно-
творческих мастерских, руководство кото-
рыми поручили Я.О. Рубанчику, А.П. Уда-
ленкову, С.Е. Бровцеву, Л.М. Тверскому,
А.М. Соколову, В.П. Яковлеву, В.В. Степа-
нову, Н.Н. Белехову.
В июле 1942 года в профессиональном
сообществе обсуждался вопрос, каким об-
разом проводить необходимые государству
строительно-технические,
археологиче-
ские, архитектурно-технические и рестав-
рационные обмеры памятников в столь
трудный для страны момент – трудный, в
том числе с финансовой точки зрения. Ар-
хитектор Соколов, основываясь на опыте
обмеров Павловского дворца-музея и учи-
тывая «условия опасности ближайшего
времени», предложил проводить фиксацию
графически. По его мнению, следовало от-
казаться от парадности в архитектурной
фиксации прежних времен и сосредоточить
усилия на полной и быстрейшей обмерной
фиксации большинства зданий, имевших
статус архитектурных памятников. В тя-
желейших условиях блокады научные со-
трудники Государственной инспекции по
охране памятников Ленинграда, включая
Александра Соколова, не жалея сил труди-
лись над составлением исторических спра-
вок о зданиях-памятниках. Обмерные чер-
тежи, созданные специальными бригадами
архитекторов, стали основными исходными
документами, позволившими по окончании
Великой Отечественной войны воссоздать
многие памятники.
Сложное военное время не помешало
ему участвовать в конкурсах на проекты
• 23 ноября 1944 года Бюро ГК ВКП(б) приня-
ло Постановление «О проведении подготови-
тельных работ по возобновлению строитель-
ства метрополитена в Ленинграде».
3 декабря 1946 года
Приказом № 795/цз,
подписаннымначальником «Главтоннельметро-
строя» генерал-директором пути и строитель-
ства II ранга М.А. Самодуровым, организуется
первый ленинградский филиал «Метропроек-
та» – «Ленметропроект».
29 января 1947 года
начальником «Ленме-
тропроекта» был назначен Валентин Михайло-
вич Ленин.
В 1948 году
было положено начало архи-
тектурного проектирования Ленинградского
метрополитена проведением двух конкурсов:
закрытого (заказного), с привлечением ряда
известных в то время ленинградских зодчих,
и открытого, в котором приняли участие архи-
текторы Ленинграда, Москвы, Киева, Сверд-
ловска.
К началу 1951 года
окончательно опреде-
лились авторы семи из восьми подземных
станций первой очереди Ленинградского ме-
трополитена. Этим же авторам было решено
поручить проектирование наземных станций.
Исключение составил наземный павильон
станции, совмещенный со служебным зданием
метрополитена (авторы А.А. Грушке, А.С. Гец-
кин, В.П. Шувалова).
В середине 1951 года
решилась участь стан-
ции «Владимирская». Первоначально ее не
планировали к пуску в первой очереди.
30 января 1952 года
одобрен проект стан-
ции «Владимирская».
8 октября 1955 года
со станции «Автово» от-
правился первый пробный поезд.
15 ноября 1955 года
осуществлен пуск пер-
вого участка Кировско-Выборгской линий от
станции «Автово» до станции «Площадь Вос-
стания» (Московский вокзал). Он стал празд-
ником для всех ленинградцев и коллектива
«Ленметропроекта», укрепившим уверенность
проектировщиков и вдохновившим их на даль-
нейшую успешную работу; начинаются регу-
лярные перевозки.
В декабре 1955 года
за разработку проек-
тов станций первой очереди ленинградского
метро почти все архитекторы были удостоены
государственных наград:
ордена «Трудового Красного Знамени» –
А.И. Кубасов, А.М. Соколов, С.Б. Сперанский;
ордена «Знак Почета» – Г.И. Александров,
А.К. Андреев, А.В. Васильев, В.В. Ганкевич,
Д.С. Гольдгор, А.А. Грушке, А.В. Жук, А.Е. Ле-
винсон, А.И. Прибульский;
медали «За трудовую доблесть» – А.С. Гецкин.
Архитектор А.К. Андреев. 1965 г.
Фотография из архива А.К. Андреева
Архитектор А.С. Гецкин. 1946 г.
Фотография из архива семьи А.С. Гецкина
106
Здание института Ленметрогипротранс
со встроенным вестибюлем станции «Владимирская»
1...,98,99,100,101,102,103,104,105,106,107 109,110,111,112,113,114,115,116
Powered by FlippingBook