70 let pobedy - page 110

Выборгской линии от станции «Автово»
до станции «Площадь Восстания» протя-
женностью 10,8 км. Работы по устройству
строительных площадок и проходке шахт
велись еще в 1941 году, однако с началом
Великой Отечественной войны пришлось
их прекратить, а заложенные шахтные
стволы – затопить.
Александр
Михайлович
Соколов
пришел
в
научно-исследовательский
проектно-изыскательский институт «Лен-
метрогипротанс» (тогда он назывался
«Ленметропроект») в 1948 году и сначала
был начальником отдела архитектурно-
го проектирования; с 1950 по 1959 год он
проработал главным архитектором орга-
низации, имел ученую степень кандидата
архитектуры. В период 1951–1957 годов
Александр Михайлович Соколов, будучи
беспартийным, трижды избирался депу-
татом Областного и Городского советов
депутатов трудящихся, был награжден
медалями «За оборону Ленинграда» и
«За доблестный труд». За строительство
первой очереди Ленинградского метро-
политена – орденом Трудового Красного
Знамени.
Вместе с ним работали замечательные
люди, прошедшие Великую Отечествен-
ную войну, которые отстояли свободу и
независимость своей родины в тяжелых
боях, а теперь горели желанием отдавать
силы и талант строительству счастливой
жизни в мирное время.
Начало архитектурного проектиро-
вания Ленинградского метрополитена
было положено в 1948 году проведением
двух конкурсов: закрытого (заказного), с
привлечением ряда известных в то время
ленинградских зодчих, и открытого, в ко-
тором приняли участие архитекторы Ле-
нинграда, Москвы, Киева, Свердловска.
«…Задача увлекала москвичей и киевлян,
ленинградцев и свердловчан. В архитек-
турных мастерских далеких от Ленингра-
да городов в чертежах и эскизах возникали
образы будущих станций. Большинство
авторов работало группами – по два-три
человека. Результаты конкурсов подвер-
гались всестороннему обсуждению, по от-
дельным вопросам разгорались дискуссии.
Отобрать лучшее было не так-то легко.
В жюри поступило в общей сложности 123
проекта – почти по 15 на каждую стан-
цию!»
(Из статьи А.М. Соколова «Путеше-
ствие под землей»)
В начале 1950 года 11 авторских коллек-
тивов выполнили 23 форпроекта. Из них
были одобрены проектные предложения для
шести будущих станций первой очереди.
Два проекта – для станций «Пушкинская»
и «Владимирская» – разрабатывались позд-
нее по дополнительным конкурсам. Таким
образом, были окончательно определены
авторы-архитекторы, которым доверялась
дальнейшая разработка архитектурных про-
ектов.
На Александра Михайловича Соколова
было возложено исполнение обязанностей
главного архитектора «Ленметропроекта», а
с июня 1950 года – общее руководство архи-
тектурным проектированием во всех отде-
лах, в том числе увязка и согласование всех
работ привлеченных архитекторов.
Также Александр Михайлович был чле-
ном технического совета «Ленметропро-
екта», возглавлял архитектурную секцию
совета. Помощником Соколова в те годы
был Арон Соломонович Гецкин. В 1939
году он с отличием окончил Ленинград-
ский институт инженеров промышленного
строительства (ЛИИПС) по специальности
«Архитектура». Военную службу А.С. Гец-
кин проходил в инженерных войсках на Ти-
хоокеанском флоте, где молодому архитек-
тору пришлось заниматься строительством
береговых укреплений. Там и застала его
Великая Отечественная война. В 1948 году,
желая работать по специальности, архитек-
тор демобилизовался в звании инженер-
майора, вернулся в Ленинград и поступил
Красная линия ленинградского метрополитена
Постоянные, штатные сотрудники автор-
ских коллективов, авторы станций метропо-
литена:
• «Технологический институт» – профессор
Александр Михайлович Соколов, Александр
Кузьмич Андреев (впоследствии заслужен-
ный архитектор РСФСР, кандидат искусство-
ведения, доцент института им. Репина);
• «Кировский завод» – Александр Кузьмич
Андреев;
• вестибюля станции «Пушкинская» –
Андрей Александрович Грушке, Арон
Соломонович Гецкин, Валентина Петровна
Шувалова.
Привлеченные заслуженные архитекто-
ры, авторы станций:
• «Автово» – лауреаты Государственной пре-
мии СССР профессор Евгений Адольфович
Левинсон и Андрей Александрович Грушке
(впоследствии кандидат архитектуры, до-
цент ЛИСИ);
• «Нарвская» – Сергей Борисович Сперан-
ский (впоследствии народный архитектор
СССР, действительный член Академии
художеств СССР, лауреат Ленинской пре-
мии), Александр Викторович Васильев (впо-
следствии заслуженный архитектор СССР),
Давид Семенович Гальдгор (впоследствии
заслуженный архитектор РСФСР);
• «Балтийская» – Михаил Константинович
Бенуа, Анатолий Иванович Кубасов (впо-
следствии доцент ЛИСИ), Федор Федорович
Олейник;
• «Пушкинская» – Леонид Михайлович
Поляков (действительный член Академии
архитектуры СССР), Василий Александрович
Петров (впоследствии заслуженный архитек-
тор РСФСР, доцент ЛВХПУ им. Мухиной);
• «Владимирская» – Георгий Иванович Алек-
сандров, Александр Владимирович Жук (впо-
следствии заслуженный архитектор РСФСР,
член-корреспондент Академии художеств
СССР, лауреат Государственной премии
СССР), Анатолий Исаакович Прибульский
(впоследствии заслуженный архитектор
РСФСР);
• «Площадь Восстания» – Вера Владимиров-
на Ганкевич, Борис Николаевич Журавлев,
профессор Игорь Иванович Фомин (впослед-
ствии народный архитектор СССР, действи-
тельный член Академии художеств СССР).
Станция метро «Нарвская»
Станция метро «Нарвская». 1955 г.
108
1...,100,101,102,103,104,105,106,107,108,109 111,112,113,114,115,116
Powered by FlippingBook